Процесс изготовления керамики, изразцов и майолики достаточно трудоемок и требует соблюдения технологии. Несмотря на кажущуюся простоту, на любом этапе глина может повести себя непредсказуемо и вся работа мастеров пойдет насмарку. Поэтому технология — это ключевой момент в изготовлении любой керамики.
Применяемых для изготовления керамики глин очень много. Обычно их разделяют на беложгущиеся и красножгущиеся, высокопористые и низкопористые, высокожгущиеся и низкожгущиеся. Качества глины зависят от ее химического состава. Чем больше в глине железа, тем она краснее, чем больше в глине каолина, тем она белее и плотнее.
Для разных технологических и художественных задач применяется та или иная глина.
Все производственные мастерские работают обычно с одной, максимум двумя видами глины. Художественные мастерские, к которым относится и наша, могут работать с несколькими видами глины. Это обусловлено особенностями оборудования мастерской и способностью контролировать производственные процессы. Когда в мастерской много персонала, то ошибка на любом этапе приводит к серьезному браку, вплоть до полной негодности изделия. Поэтому такие мастерские применяют однажды отработанную технологию, чтобы снизить процент брака. Это ограничивает вариативность изготавливаемых изделий, но вполне разумно.
Мы работаем с несколькими видами глины: полуфаянсовая шамотированная масса, из которой мы изготавливаем наши изразцы, каменная масса для изготовления фасадной майолики, так называемая, бумажная масса для изготовления скульптуры.
Глина используется самая разная — отечественная и импортная: шамотированный полуфаянс — из Железнодорожного, каменная масса из Донецкой области и из Испании.
Любую глину необходимо готовить. Неоднородность глиняного теста может привести к разлому керамики на любом из последующих этапов изготовления.
Хотя все массы поступают в мастерскую в полностью готовом виде, но и они иногда требуют хорошего перемешивания и «перебивания». Вообще, любая глина любит проминку и дополнительную ручную обработку.
Только после тщательного вымешивания и удаления из глиняной массы воздушных пузырей и крупных включений можно приступать к набивке изразцов в формы.
Формы — это отдельный разговор. Пожалуй, формы являются предметом особого вожделения керамистов, поскольку уникальный рельеф — это художественная работа, которую способны сделать далеко не все.
Модель для формы может являться арт-объектом, а уровень производства и мастерство художника можно определить по качеству используемых форм: рисунок и рельеф на формах настоящего профессионала очень точный, хорошо проработанный и непременно гармоничный.
Итак, в готовую форму мастер набивает глину. Через некоторое время глина начинает подсыхать и заготовку вытаскивают из формы для окончательной просушки.
Сушка заготовки должна происходить в естественных условиях, при правильном температурном режиме, поскольку любое отклонение приведет к искривлению заготовки и потере геометрии изделия. Не желательно применять в процессе сушки различные обогревающие приборы: фены или калориферы. Можно применять специальное оборудование, типа сушильных шкафов. Но и в этом случае, заготовку можно туда класть уже в кожетвердом состоянии, только для досушивания.
Далее следует первый обжиг. Он же «утельный» или «бисквитный» в случае с фарфором.
Обжиг продолжается довольно долго, около 30 часов. После первого обжига заготовки меняют свой цвет и становятся светло-бежевыми, а фарфор или фаянс — молочно белыми.
Теперь можно передавать заготовку художникам и глазуровщикам, которые глазуруют и расписывают изделие, чем превращают его в законченную работу.
Роспись и глазуровка делается керамическими глазурями, эмалями, пигментами, над- и подглазурными красками, которые проявляют свой реальный цвет только после повторного обжига. В мастерской используются жароустойчивые пигменты, дулевские и немецкие глазури Botz и Терраколор, которые зарекомендовали себя достаточно хорошо.
Обжигов может быть много, иногда до шести-восьми, каждый из которых длится от 20 до 30 часов. Часто художники прописывают детали рисунка поверх глазури, чтобы уточнить какие-то элементы. Иногда используется компонент «золото», а это еще один обжиг. Для нанесения логотипов и фотографий на керамику используется деколь, также сопровождающаяся очередным обжигом.
И на каждом обжиге изделие может лопнуть в печи, что тем более обидно, когда работа почти закончена.
К счастью, опыт, аккуратность и определенная доля суеверности, свойственная, наверное, всем керамистам, позволяет работать практически без отбраковки, что немаловажно для формирования разумной ценовой политики.
Источник материала: Мастерская Русская Майолика