Дом Германского посольства. Легенда о затонувшем Диоскуре

6,1K прочитали

Мрачноватое здание на Исаакиевской площади, расположенное напротив гостиницы "Астория", - Дом Германского посольства. Иногда его называют "домом Беренса" - по фамилии немецкого архитектора Петера Беренса, который стал автором его проекта.

Дом Германского посольства в Петербурге. Исаакиевская площадь, 11. Февраль 2020 г.
Дом Германского посольства в Петербурге. Исаакиевская площадь, 11. Февраль 2020 г.

Первая постройка на этом угловом участке появилась еще в 1740-х годах. Каменный одноэтажный дом, возведенный неизвестным архитектором, на протяжении нескольких десятилетий переходил от владельца к владельцу и несколько раз перестраивался.

В 1873 году, когда его хозяйкой была княгиня Александра Павловна Львова, единственная дочь побочного сына великого князя Константина Павловича, дом был приобретен для размещения в нем Германского посольства.

Первое здание Германского посольства в Петербурге. Источник pastvu.com
Первое здание Германского посольства в Петербурге. Источник pastvu.com

И, хотя архитектор посольства И. Ф. Шлупп надстроил второй этаж над левой частью главного фасада, который выходил тогда на Большую Морскую улицу, к началу XX века стало очевидно, что здание слишком тесно для резиденции посла.

Прибытие императора и императрицы германских к дому германского посольства. 1897 год. Источник pastvu.com
Прибытие императора и императрицы германских к дому германского посольства. 1897 год. Источник pastvu.com

Подыскивать новый более просторный особняк для размещения посольства не стали. В 1911 году министр Иностранных Дел Германии Альфред Киндерлен-Вахтер убедил императора Вильгельма II в необходимости постройки на этом же месте нового здания, архитектура которого подчеркнет растущую мощь Германской империи.

Проектирование доверили немецкому архитектору Петеру Беренсу. Задача перед ним стояла непростая - нужно было создать сильный убедительный образ объединенной Германии и при этом вписать его в существующий ансамбль Исаакиевской площади.

На подготовку проекта ушло 2 месяца, и, вопреки установленному порядку, он был представлен Николаю II немецким послом Фридрихом фон Пурталесом лично.

Через три года именно Ф. фон Пурталес вручит российскому министру иностранных дел С. Д. Сазонову ноту об объявлении Германией войны России.

После высочайшего одобрения и получения разрешения на производство строительных работ в августе 1911 года прошла церемония закладки. Финансировала проект немецкая сторона: Рейхстаг выделил на работы 1 700 000 марок.

Молебен по случаю закладки Дома германского посольства в Петербурге. 1911 год. Источник pastvu.com
Молебен по случаю закладки Дома германского посольства в Петербурге. 1911 год. Источник pastvu.com

В связи с занятостью автора проекта Петера Беренса руководил строительными работами его ученик, молодой Людвиг Мис ван дер Роэ, который впоследствии будет признан как мастер, определивший облик архитектуры XX века.

К работам привлекали преимущественно немецкие компании (либо петербургские фирмы, принадлежавшие германским подданным). Большую часть строительных материалов беспошлинно доставили из Германии.

Строительство здания Германского посольства. 1911 год. Источник www.citywalls.ru
Строительство здания Германского посольства. 1911 год. Источник www.citywalls.ru

Благодаря немецкой педантичности, строительство было завершено точно в срок в 1913 году. Здание, облицованное мощными темно-красными гранитными плитами, приняли неоднозначно. Архитектора упрекали в грубой демонстрации германского милитаризма.

Возмущение общественности усилилось, когда над порталом здания появилась скульптурная группа, изображающая двух атлетически сложенных мужчин, ведущих под уздцы не менее мускулистых коней. "Диоскуров" из медных листов выполнил берлинский скульптор и медальер Эберхард Энке на деньги, собранные петербургской немецкой колонией.

Рабочие германского завода, отливавшие Диоскуров. 1913 год. Источник www.citywalls.ru
Рабочие германского завода, отливавшие Диоскуров. 1913 год. Источник www.citywalls.ru

Соседство обнаженных фигур и Исаакиевского собора подняло волну негодования, но настигнет она "Диоскуров"только в 1914 году, когда после объявления Германией войны в Петербурге начались антинемецкие погромы.

Здание Германского посольства. 1913 год. Источник pastvu.com
Здание Германского посольства. 1913 год. Источник pastvu.com

4 августа (22 июля по старому стилю) разъяренная толпа ворвалась в здание Германского посольства. Из окон выбрасывали мебель, художественные ценности, бумаги, белье, сорвали герб и флаг кайзеровской Германии и, как сообщали газеты, сбросили "безобразные статуи голых германцев".

Вот как описывает эти события историк-краевед Борис Иванович Антонов в книге "Петербург – 1914 – Петроград. Хронологическая мозаика столичной жизни":
"Герб и одну из статуй утопили в Мойке. На флагштоке подняли российский флаг. На чердаке был обнаружен с бумагами служащий посольства российского происхождения 60-летний Альфред Маврикиевич Кетнер, которого убили в «патриотическом порыве». Здание посольства подверглось разгрому. Пыл погромщиков усилился после того, как в погребе нашли большое количество шампанского. Полиции с трудом удалось выдворить «патриотов» из здания. Всего задержали и арестовали 101 человека".

Начальник выездной охраны Николая II, генерал Александр Иванович Спиридович, в своих воспоминаниях рисует похожую картину, но утверждает, что в Мойке были затоплены обе скульптуры:

"Публика улюлюкала и кричала ура. А на крыше здания какая-то группа, стуча и звеня молотками, старалась сбить две колоссальные конные статуи. Голые тевтоны, что держали лошадей, уже были сбиты. Их сбросили, с крыши и, под восторженное ура, стащили волоком к Мойке и сбросили в воду".
Спиридонович А.И. "Великая Война и Февральская революция (1914-1917 г.)"

Правда, в некоторых источниках факт утопления скульптуры в водах реки Мойки оспаривается. Так, газета "Петербургский листок" от 5 августа (23 июля по старому стилю) сообщала, что в Мойку сбросили только германский герб.

Толпе, участвовавшей в агрессивном демонтаже, удалось сбросить одну мужскую скульптуру. Вторая - в опасном для окружающих положении повисла в воздухе. Конные статуи уцелели, но их основания были серьезно расшатаны.

На следующий день после погрома фирма "В. В. Палехов и сыновья" получила заказ на обследование и полный демонтаж скульптурной группы, после чего и кони, и "Диоскуры" были вывезены в неизвестном направлении. Говорят, владельцы фирмы из чувства патриотизма даже денег за работу не взяли.

Но легенда о затонувшем вознице, судя по частоте упоминаний, многим кажется более привлекательной, чем версия о том, что скульптуры вывезли и отправили на переплавку. И раз уж заговорили о легендах, упомяну еще об одном очень популярном мифе, связанном со зданием Германского посольства и расположенной напротив него гостиницей "Астория".

Дом Германского посольства. 1913-1914 г. Источник pastvu.com
Дом Германского посольства. 1913-1914 г. Источник pastvu.com

Представители немецкой дипмиссии экстренно покинули Петербург накануне погрома. Манифестанты, основную массу которых составляли представители городских низов в возрасте от 17 до 25 лет, об этом не знали, и, обнаружив отсутствие сотрудников дипломатического ведомства, объяснили этот факт наличием потайного подземного хода между Домом Германского посольства и гостиницей "Астория".

Властям же об отъезде немецких дипломатов было хорошо известно. И многие историки считают, что с помощью организации "патриотических погромов" правительство "направляло бунтарскую энергию широких слоев общества в нужное для себя русло".
Канищев, В.В. "Русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Погромное движение в городах России в 1917-1918 гг."

После непродолжительного ареста всех задержанных "за бесчинство и озорство в отношении здания германского посольства" освободили.

В 1919 году часть помещений здания передали Германскому рабоче-крестьянскому совету. В 1922-ом, когда был заключен договор между Советской Россией и Германией о восстановлении дипломатических отношений, в Дом Германского посольства вернулись немецкие дипломаты. Вплоть до начала Великой Отечественной войны над порталом развевался фашистский флаг.

Здание бывшего Германского посольства, 1955-1965 годы. Автор фотографии Ewald Behrens. Интересно, что фамилия автора фотографии и архитектора, по проекту которого здание было построено, совпадают, но выяснить что-либо по этому вопросу пока не удалось. Источник https://www.bildindex.de/document/obj20542346?medium=fmla8276_16
Здание бывшего Германского посольства, 1955-1965 годы. Автор фотографии Ewald Behrens. Интересно, что фамилия автора фотографии и архитектора, по проекту которого здание было построено, совпадают, но выяснить что-либо по этому вопросу пока не удалось. Источник https://www.bildindex.de/document/obj20542346?medium=fmla8276_16

Во время ленинградской блокады в бывшем немецком консульстве был развернут военный госпиталь. После войны здание занимали Институт полупроводников, Гидрографическое управление и АО "Интурист", а с 1993 по 2000 год его арендовало петербургское отделение "BNP-Dresdner Bank (Rossija)".

Сейчас в здании размещается Главное управление Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу, поэтому просто так войти внутрь и полюбоваться великолепными интерьерами не получится. Но это можно сделать, присоединившись к бесплатным экскурсиям от проекта "Открытый город". В данный момент на сайте проекта можно отправиться в виртуальный тур (не только по зданию Германского посольства).

Кстати, в 2008 году проект воссоздания скульптурной группы "Диоскуры", разработанный творческой группой скульпторов, художников и реставраторов, получил поддержку Россвязьохранкультуры. Возможно, мы еще увидим грандиозные скульптуры на бывшем Доме Германского посольства.

Минодьер, полиссуар и другие "дамские штучки" от Фаберже