Найти тему
читаем книжки

Первые маячки нарциссичности на примере хряка Наполеона в повести Дж. Оруэлла "Скотный двор"

Закончив читать, первое, что я сделала, это... быстро пролистала книгу назад, на первую главу. Просто необходимо было убедиться, что я всё помню правильно. Что старый хряк Майор и его заповеди, а потом и восстание животных действительно были, а не приснились мне!

Потом я отправилась гуглить биографию автора, удивляясь, когда же он успел прожить жизнь в СССР. И с удивлением узнала, что никогда - он там даже не бывал ни разу. В юности Оруэлл сочувствовал социалистической революции, но ведь все мы знаем, куда свернул в России этот путь? Поэтому всё правильно написал, а если в СССР обиделись на правду - значит, было на что обижаться.

Сложилось так, что правду не любят нарциссы и токсичные личности, и они же всегда считают себя особенными, Наполеонами например. Именно такие свиньи (и люди) и рвутся к власти, и морально здоровым людям никогда не понять, зачем. Нарцисса разумеет только такой же нарцисс, и даже несмотря на политические ссоры и грызню, они понимают друг друга отлично и куда лучше, чем "лохи", которые у них не что иное, как кормовая база.

Можно ли научиться сразу определять недобрых властолюбивых людей и пресекать их грандиозные планы? Да, несомненно. Но только на очень-очень ранних этапах, пока вы с нарциссом более-менее равны или он слабее вас. Важно не упустить. Если свинья (или человек) что-то у вас просит или требует (естественно, "для общего блага", и никак иначе) - не давайте! Хряк Наполеон забрал у матери щенят, и ей никто не говорил, что они будут гвардией диктатора. Придумался приличный предлог, мол, ребятишкам нужно учиться.

Но подумайте: если некто реально хочет добра кому-то кроме себя (такие люди есть), то он организует его за свой счёт, своими средствами и силами, а люди потом начинают стихийно помогать. Так отличается настоящее желание добра от токсичных сборов "на наше благо" - за ваш счет!

Даже мужья и жёны, такие родные, тоже могут стремиться к власти и желать вылезти на вашей шее. А потом найдут того или ту, которая его превосходительству теперь по статусу. Таких историй довольно много, потому что много нарциссичных свиней и людей. Ласково отклоняйте любые поползновения на власть и доминирование - в самом-самом начале, пока они ещё малы. Нет, мужчине не "положено" доминировать по праву рождения. Доминирует тот, у кого ресурсов больше - есть деньги, жилплощадь, достижения.

Если у вас достижений больше, чем у мужа, но вам не хочется быть главой семьи, вы воспринимаете это как бремя и ответственность, то это даже хорошо - именно так относятся к власти морально здоровые люди. А те, кто рвётся к власти и тащится от неё... догадаться нетрудно, кто они! Но таким женщины часто уступают семейный руль, сами или под нажимом традиций: рули, милый, рули, раз так хочется! И всё закономерно идет прахом, потому что власть - это про заботу о подчиненных, а не про свой кайфец от неё, власти. Есть хорошие правители, но это никогда не те, кто со слюнями вожделения на губах расталкивает локтями конкурентов. Если человек очень-очень хочет управлять, лучше не давать ему это делать - имущество и другие люди будут целее.

Если бы собака-мать не отдала щенят, то не было бы и гвардии диктатора. Она спокойно могла бы не отдать, ведь что такое свинья против собаки? Но пылкий убедительный напор Наполеона, его горящий взор, её заминка... да, они такие - обаятельные и убедительные. Кстати, кто сказал, что "нет" обязательно должно быть чем-то аргументировано? В школе говорили? Забудьте. Это просто короткое "нет", и даже неграмотная собака Джесси могла бы его сказать. Это потом Наполеон набрал силу, а сначала его можно было осадить, но никто не сделал этого.

Полоть проще маленькие нежные ростки, а не огромный вымахавший бурелом корчевать. Но нормальные люди терпимы. Они толерантны к малым дозам токсичности и не хотят устраивать "свару на пустом месте", в ответ на первые небольшие пробы пера. Стараются не замечать конфликт, пока он не обострится - но тогда давать отпор уже бывает поздно, потому что силёнок и ресурсов у нахала прибавилось благодаря безответности окружающих. Сначала не хотим ругаться "по мелочи", а потом просто не можем ничего сделать!

Вот ослик Бенджамин, например, несомненно увидел первые признаки. Но если бы сказал об этом (ещё до собачьей гвардии), очень может быть, что его бы просто высмеяли и сказали - зачем гонишь на такую отличную свинью, как товарищ Наполеон? Дело в том, что редкий глаз заметит эти первые небольшие маячки злокачественности. Большинству это покажется банальными придирками к, может, не святому, но нормальному человеку. А Наполеон бы это запомнил и в дальнейшем ослик стал бы врагом номер один.

Но повторюсь: первые признаки непонятной возни пресечь довольно легко. Просто не дать то, что у вас ласково просят или убедительно требуют, а у вас внутри червячок сомнения (например подписать бумагу, выступить в поддержку, одолжить денег) - и нарцисс волей-неволей уймётся. Одно то, что он просит и требует, говорит о его ограниченных возможностях. Пока ограниченных. Были бы у него реальные рычаги, он не просил бы!

Чужое поведение судите по себе, не ошибётесь. И вовсе не потому, что все люди нарциссы, а потому, что поведение нормального человека отличается. Если вы чего-то никогда в жизни бы не сделали - почему тогда делает он или она, а главное, зачем вам это нужно терпеть? Это говорит как минимум о глобальном различии ценностей у вас, а с разными ценностями отношения всё равно не заладятся. Даже если второй не нарц, а "просто такой своеобразный человек".

Но мы анализируем личность хряка Наполеона дальше.

В январе стало ясно, что запасы пищи подходят к концу. Резко
сократились порции зерна .... Остались только солома и свекла. Голод посмотрел им прямо в лицо.
Было жизненно необходимо скрыть этот факт от остального мира.

Да уж, прямо жизненно необходимо! Видимость, как говорится, дороже денег. Но на это шоу уходят силы и тратится энергия. И ради чего? Шобы враги, не дай божэ, не подумали, что мы неудачники? А не похуй Так у врагов своя собственная пресслужба есть, и она как раз занята дискредитацией "наших" в глазах "ихних". Мы ведь не думаем о врагах хорошо? Вот и они о нас не думают! Враги всегда убеждены, что всё у нас плохо и будет ещё ужаснее, а суетливые попытки доказать обратное с приговором "ой, вы только не подумайте плохого, на самом деле у нас всё отлично!" - вызывает только смешок. Ну-ну, как говорится.

Поэтому нарцисс, чьи силы непрерывно утекают на шоу под названием "смотрите все, как я отлично живу" - не достигает ничего сам. Он паразитирует на других, а сам ничего не производит, как та муха, которая пахала, сидя на спине у вола. И как свиньи в повести. Все достижения - чужие, к которым его по доброте или слабости допустили:

Сами свиньи фактически не работали, а лишь организовывали и руководили. Естественно, что эта главенствующая роль была обеспечена их выдающимися познаниями.

но эти достижения сразу превращаются у него сперва в "наши", а потом...

Можно было услышать, как одна курица говорила другой: "Под руководством нашего вождя товарища Наполеона я отложила шесть яиц за пять дней"; или как две коровы, стоя у водопоя, восклицали: "Спасибо товарищу Наполеону за то, что под его руководством вода стала такой вкусной!"

В заключение выполняю свое обещание - перечисляю в столбик первые яркие маячки в поведении Наполеона, которые животные не заметили, а если и заметили, то не придали значения. Не в хронологическом порядке.

Момент первый.

"Не о молоке надо думать, товарищи! - вскричал Наполеон, закрывая собой ведра. - О нем позаботятся! Урожай - вот что главное. Товарищ Сноуболл поведет вас. Я последую за вами через несколько минут. Вперед, товарищи! Жатва не ждет. И животные двинулись на поля, где принялись за уборку, а когда вечером вернулись домой, то обнаружили, что молоко исчезло.

Это типичное стрелкование - стрелки переводятся с молока (небольшое, но общее имущество всех животных, "о котором им не надо думать") на общую работу. Следим за руками: с имущества - на работу! И вот вам уже немного неловко, что вы такие нетрудолюбивые, стоите здесь, рассуждаете о справедливости, а надо больше работать, если хотите хорошо жить! Только ведь знаете - если всем распоряжается нарц/ы, то сколько бы вы ни работали, закончите как конь Боец. Это к вопросу о том, что "нужно работать, а не власть проклинать" (с). Но ведь то, что кто-то мало работает, вовсе не исключает того, что власть тоже не супер - это простейшая логика! Но прием "стрелкование" отвлекает внимание и отлично работает на не очень уверенных в себе людях.

Кстати, именно нарцы ооочень любят говорить: "Следите за собой, а не за другими!" Они вообще любят устанавливать правила и диктовать остальным, о чём им думать и за кем следить. И это тоже про власть.

Далее. Животные, обнаружив, что молоко исчезло, ничего не сказали и не сделали. Наверное, они не хотели показаться мелочными, а может, просто устали после работы. Но акцент тут не на самом молоке, которого может и не жалко, а опять же на власти - на том, кто именно взял на себя право распорядиться этим малым! Тут совершенно не нужно было стесняться устроить разбирательство с дотошным выяснением, куда же делось молоко. Власть не должна быть у того, кто слишком сильно к ней рвётся. Это, наверное, был дебют Наполеона как диктатора - важная проба пера, которую никто не заметил.

Если бы тот же ослик или коза, которые были поумнее остальных, возмутились - скорее всего их заткнули бы сами животные. За несоразмерность претензий к хряку, который "много для них сделал", а кто-то пожалел для него молока. Увы, но обычно это так и бывает. Нарцы не дураки, чтобы сразу заявить: всё, теперь я диктатор, а вы все мои рабы. Так никто не согласится. А пока у жертвы есть силы и ресурсы, можно и под раздачу угодить. Так что вопрос лишь в том, чтобы эти ресурсы отжать - разумеется, под благовиднейшими предлогами заботы о нас.

Если сопротивляться, то велика вероятность, что добрые окружающие будут вас обвинять в мелочности и властолюбии (женщинам особенно непростителен второй грех). Но нет ничего плохого в том, чтобы самостоятельно распоряжаться своим заработанным. Или вежливо, но твердо настаивать на участии в управлении общей собственностью.

Момент второй.

Нарц всегда знает больше вас! Он умнее. Он руководил мировой корпорацией, прочел тысячу и одну ночь, воевал в обеих мировых... советоваться с тобой? Ты серьёзно, крошка? Но ты ведь в этом ничего не понимаешь, и вообще, это мужское дело. Давай я лучше дам тебе задание, вот, смотри, с этим ты точно справишься...

Пока мужчина в нашей культуре воспринимается авторитетнее женщины, прокатывает на ура. И пока не перестанут клеймить позором свободолюбивых женщин, которые чужого не хотят, но и своего никому не отдадут. Даже мужу.

Момент третий.

"Товарищи, - тихо сказал Наполеон, - Знаете ли вы, кто должен отвечать за содеянное? Знаете ли вы имя врага, который, подкравшись ночью, разрушил мельницу? Это Сноуболл! - Внезапно рявкнул он громовым голосом. - Это дело Сноуболла!

Настойчивое преследование и демонизация бывших друзей или партнёров - всегда признак нарца. Снова их любимое стрелкачество - отвлечение внимания от собственных косяков через обливание дерьмом бывших.

Момент четвертый.

Наполеон редко показывался снаружи; почти все время он проводил на ферме, двери которой охраняли свирепые псы. Когда же он появлялся, его выход представлял собой внушительное зрелище - он двигался в окружении шести собак, которые рычали на каждого, кто смел приблизиться. Порой его не было видно даже по воскресеньям утром, а свои указания он передавал через кого-нибудь из свиней, обычно через Визгуна.
...из дверей дома появился Наполеон, украшенный двумя своими медалями (ибо недавно по его распоряжению ему было присвоено "Животное - герой первого класса" и "Животное - герой второго класса") и в сопровождении девяти огромных псов, которые рыскали вокруг, издавая рычание, заставляющее подрагивать шкуры собравшихся

Нарцы очень любят треск и блеск! А также длинные титулы, пышные церемонии и "уважение" - и не какое-то там формальное, как обычным тварям, а бесконечное преклонение перед их мудростью и обожание до слёз! Он вообще любит, чтобы усё было красиво: семья как в рекламе йогурта, жизнь - как с обложки глянца. Наплевать, что в кредит. За собой следите, завистники!

Момент пятый.

Можете ли вы представить, что произойдет, если мы, свиньи, окажемся не в состоянии исполнять свои обязанности? Вернется Джонс! Да, снова воцарится Джонс! И я уверен, товарищи, - в голосе Визгуна, который метался из стороны в сторону, крутя хвостиком, появились почти рыдающие ноты, - без сомнения, нет ни одного, кто хотел бы возвращения Джонса!

Нарц всегда запугивает чем-нибудь. Как правило, половина его угроз не сбудется, а другая половина не сопоставима с ущербом от самого нарца. В смысле - от нарца ущерб больше.

Многие попадаются потому, что боятся потерять эти отношения, сначала кажущиеся идеальными. Животные тоже помнили, каково это - работать на себя и есть досыта. А потом гаечки стали закручиваться, и как раньше уже никогда не было.

Все подобные личности делают "нашими" чужие ресурсы, а их собственные - либо отсутствуют, либо остаются их собственными.

И самый важный - момент шестой.

"Смелость еще не самое главное, - сказал Визгун. - Главное - преданность и послушание!"

Как только некто заикнулся о преданности ему и послушании... о боже, я сейчас посягаю на сексуальные фетиши миллионов женщин, но мужчина не обязательно умнее и грамотнее распорядится делами, а женщина не обязательно хочет подчинения и растворения в любимом. Не каждая. Многие думают, что хотят, потому что внушение с рождения штука такая.

Это раньше не было вариантов не подчиниться, потому что деньги, собственность, права - всё было только у мужчин. Они сильнее, поэтому не подпускали к благам "горячо любимых и уважаемых" женщин, распустив ложь о том, что мы глупы, бесталанны и нам нельзя доверить ничего, кроме тупой тяжелой работы. Это руководить сложно, а в поле вджобывать легко! Наполеон всегда говорил - товарищи, я счастлив был бы уступить вам бремя принятия решений, но ведь вы не сможете. Не сумеете. Только из заботы о вас я ем эти яблоки, пью это молоко и сплю в постели бывшего хозяина.

Конечно, они заботятся о нас! По-своему. Как могут и умеют. Не поддавайтесь им.