Камбоджа больше. Больше, чем мы издалека знаем и думаем о ней.
В самом начале идут Ангкор и красные кхмеры с Пол Потом. Потом ее сравнивают с Таем. На первый взгляд та же страна, но проще, беднее, откровеннее. Может даже ленивее и пугливее/застенчивее. И чище.
А потом понимаешь, что она вообще сильно другая. Особенно заметно, если поехать по деревням. И по городкам (минуя Ангкор, Пномпень и Сиануквиль с пляжами)
Не претендуя на полноту и объективность, покажу, что мы увидели в той Камбодже, которая лишена пристального туристического внимания. Можно сравнить с Таиландом, Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой. Не случайно все-таки между ними границ понаделали))
Проехать по Камбодже не совсем просто. В маленьких городках и деревнях асфальтовых дорог почти нет. А в сезон дождей улицы превращаются в красочную красно-оранжевую жижу. Машина окрашивается в тот же цвет))
Удалось побывать в гостях в деревне. У бабушки нашего водителя-переводчика. В доме, где он родился. Сложно что-то об этом написать. Непритязательность (мягко говоря) ошеломляет. В щелястом домике (сарае) на сваях вся жизнь сосредоточена внизу, на земле — тут лежанки с циновками, стол и пара стульев. Электричество бывает не каждый день. Готовят в большом горшке-жаровне. Все детали быта даже рассказать не получается (как-то "слишком" покажется)
Старшие родственники очень гордятся Алексом. К молодому парню они относятся с робким почтением. У него есть машина! Для кхмеров вообще машина значит больше, чем дом. Он говорит по английски и общается с барангами! Больше него может быть только чиновник из местной администрации.
В доме стоят гробы. И они не пустые. В один хоронят по очереди двух-трех человек. И только заполнив его, погребают. Сложно разобраться, почему так получается. Во-первых, так принято и это нормально. Во-вторых, духи предков всегда рядом. Ну и, в-третьих, индивидуальные гробы — это дорого. А гроб должен быть добротным и нарядным.
Рядом с гробами небольшой чистый пятачок. Тут личное пространство единственного ребенка в этом доме — девочки лет 13-14. На этой циновке она делает уроки и спит. А в шкафу хранится чистая и выглаженная школьная форма. И тут же главная ценность в доме — старая швейная машинка с чугунной станиной и ножным приводом.
А еще Камбоджа - это бескрайние равнины. С бесконечными деревнями и рисом.
Чтобы забраться на этот холм, мы прошагали больше тысячи ступеней (шагомер посчитал, что это 59-й этаж). Где-то там уже Лаос!
Поскольку предполагается, что на холме есть какие-то руины периода Ангкора, то на входе иностранцам нужно купить билет. Одинокий кассир в гамаке сделал вид, что готов подняться и обилетить, но потом махнул рукой и опять уснул.
А на вершине обломки гигантского десятитонного лингама Шивы (он же фаллос). Как же его туда затащили?
А еще на вершине могила неизвестного инопланетянина.
Заехали на большое и знаменитое озеро Тонлесап. Туда обычно отправляются смотреть плавучие деревни. (конечно, тот же туристический аттракцион). Но вода была совсем низкой и все плавучие рыбаки откочевали к берегам.
Плавучие и береговые рыбаки живут ужасно бедно. Казалось бы они при деле, спрос на рыбу всегда есть, но вокруг ужасная грязь, невероятная нищета и запах. И чувство опасности. Причем такая же картинка почти везде в ЮВА — в Тае, Вьетнаме, Филиппинах, Индонезии, Индии.
Заехали в деревню, где выращивают питахайю (или dragon fruit). На дворе был еще не сезон, но фермер настриг нам пару килограммов питахайин. Свежие они гораздо слаще (кто пробовал, тот понимает, что обычно они довольно пресные) Дочка когда-то называла их мясом Барби.
В Камбодже тот же буддизм, что и в Тае (тхеравадисты они). Но значение всяких духов и сущностей серьезней. Как сказал один знакомый, который к тому времени уже три года прожил в Камбодже (Хихус) — к Будде они только по важным вопросам обращаются (типа, в чем смысл жизни и как жить дальше), а по делу исключительно к духам. Между прочим, отношения нужно поддерживать не только с положительными персонажами, но и со всякими мелкими злобными сущностями («собаке дворника, чтоб ласкова была»).
Буддистов в Камбодже абсолютное большинство - 94%
Скульптурная композиция по мотивам жизненного пути Будды. Тут принц Гаутама, изолированный отцом от всех ужасов мира, неожиданно встречает больного, старика и покойника. И понимает, что жизнь человека наполнена страданиями и заканчивается старостью и смертью. Назидательная и натуралистичная скульптурная композиция возведена в одном небольшом монастыре на деньги местного благодетеля. Благотворитель же выбирал сюжет и выразительные средства.
Ну, и немного рынков.
Куда же без них)) Вокруг Сием Рипа очень много речной рыбы, лягушек, червячков и всякой зелени.
Много вяленой рыбы и сушеных речных креветок
Кое-где очень грязно и оооооочень вонючо. И мухи! На некоторых крытых рынках нет электричества и торгуют при свечах.
Жена после многих лет путешествий по ЮВА решилась попробовать дуриан. Ограничилась одним укусом. Ее вердикт — сладкий вареный протухший чеснок.
И на добивку - немного кхмерпортретов)
Фото: Борис Кузнецов и Анна Крауклис
Другие мои материалы про Камбоджу:
Ангкор, еще Ангкор...
Дюжина необязательных и странных фактов о Камбодже
Так жаль, что его не судили...
Камбоджа больше!