Есть одно распространённое заблуждение: в процессе психотерапии человек меняется так, что с ним становится приятнее и комфортнее общаться. Он становится добрее и отзывчивее.
В этом действительно есть большая доля правды, но не всегда это так.
⠀
Если мы берём человека с высоким уровнем агрессии, нетерпимого к окружающим, резкого и импульсивного, либо крайне эгоцентричного и думающего только о своей непревзойдённой персоне - то да, в этом случае в процессе терапии, он становится спокойнее и терпеливее, начинает признавать существование окружающих и больше учитывает их интересы. Общение с ним становится намного комфортнее.
⠀
Но есть ещё другая категория клиентов: с неуверенностью в себе, излишней мягкостью, позицией жертвы. Таким людям достаётся от окружающих, они страдают, но защититься не могут. Им сложно выражать агрессию, они склонны винить себя, а не окружающих.
Они стараются доставить минимум неудобств и никоим образом - словом или действием - не нарушить границы окружающих (хотя всё равно регулярно их нарушают, только не там, где думают).
Общаться с ними комфортно, однако не всегда им это идет на пользу. Зачастую такие люди вызывают у окружающих желание воспользоваться их добротой и уступчивостью. Лишний раз попросить об одолжении, взвалить на них самую неприятную работу - ведь никакого отпора вы не получите. Ими часто манипулируют.
⠀
И такие люди в процессе терапии учатся выстраивать свои границы, отстаивать право на своё мнение и свободу выбора. Кому-то из близкого окружения, кто привык к уступчивости и соглашательству человека, это может не понравиться. Любопытно, но родственники и близкие люди могут препятствовать терапии и даже обвинять психолога в том, что он плохо влияет на человека - конечно, тот перестал быть удобным, и к нему уже не сядешь на шею, свесив ножки.
⠀
Когда у человека простроены личные границы, окружающие чувствуют уважение к нему и понимают, как с человеком можно себя вести, а как не стоит. Обычно это считывается подсознательно, а если нет - то человек спокойно, но твёрдо даст понять, где его границы нарушаются.
Для меня был очень показателен пример с учителями в школе. Тогда я, конечно, не знала про понятие границ, но наблюдала это любопытное явление и задумывалась о том, почему так происходит.
Одни учителя вызывали уважение, их все слушались, хотя они не были излишне строгими и не повышали голос. Их не боялись, их любили. Как только такой учитель входил в класс, сразу становилось тихо.
На уроках других учителей было шумно. К ним относились без особого уважения, над ними подшучивали, их уроки прогуливали, на домашние задания откровенно забивали. Их попытки усмирить учеников ни к чему не приводили.
Третий тип учителей - это те, кто выстраивал стену между собой и учениками, дистанциировался. Их скорее побаивались или просто сторонились, потому что никакого контакта с ними не было.
⠀
Интересно, что всё это считывалось детьми очень быстро, и весь класс подсознательно выбирал одну и ту же стратегию поведения с каждым из учителей. И не только один класс, такая же ситуация повторялась с небольшими вариациями с каждым классом.
Мне видится, что одна из основных причин такой ситуации - в личных границах. В первом случае это здоровые границы, во втором - слишком слабые, в третьем - чересчур жёсткие.
⠀
Личные границы - важное понятие в психологии, с которым часто работают в процессе психотерапии. Тема границ очень обширная и актуальная, потому что в нашем обществе они нарушаются сплошь и рядом.
Если интересно и актуально - напишите коммент, Так я пойму, стоит ли мне писать подробнее о границах, об их нарушении и о способах выстраивания здоровых границ.