Найти в Дзене

Город Феникс

Сегодня я бы хотела рассказать об одном из трепетно любимых мною городов. О Дрездене. В уже довольно далеком 2005 году я попала туда по программе обмены учеников и влюбилась в него без промедления. Город Дрезден – столица Саксонии, расположен в живописной пойме реки Эльбы всего в 40 км от границы с Чехией. Он был основан на месте старого славянского поселения Драждяны. Первые упоминания о городе приходятся на 1206 г. Наибольшего расцвета город достиг в начале 18 века с приходом к власти Августа Сильного. Этот король не отличился ни особыми свершениями в политике, ни победами в сражениях. Однако он оставил о себе память как о ценителе прекрасного. Август Сильный всю жизнь собирал коллекции живописи (Галерея старых мастеров), драгоценностей (сокровищница «Зеленые своды»), оружия, нумизматики, фарфора. Именно при нем, стараниями придворного архитектора Маттеуса Пёппельмана, Дрезден приобрел свой знаменитый облик «жемчужины барокко», «Флоренции на Эльбе». К началу 19 века, после наполео

Сегодня я бы хотела рассказать об одном из трепетно любимых мною городов. О Дрездене. В уже довольно далеком 2005 году я попала туда по программе обмены учеников и влюбилась в него без промедления.

Город Дрезден – столица Саксонии, расположен в живописной пойме реки Эльбы всего в 40 км от границы с Чехией. Он был основан на месте старого славянского поселения Драждяны. Первые упоминания о городе приходятся на 1206 г.

Ночная панорама исторического центра Дрездена.
Ночная панорама исторического центра Дрездена.

Наибольшего расцвета город достиг в начале 18 века с приходом к власти Августа Сильного. Этот король не отличился ни особыми свершениями в политике, ни победами в сражениях. Однако он оставил о себе память как о ценителе прекрасного. Август Сильный всю жизнь собирал коллекции живописи (Галерея старых мастеров), драгоценностей (сокровищница «Зеленые своды»), оружия, нумизматики, фарфора. Именно при нем, стараниями придворного архитектора Маттеуса Пёппельмана, Дрезден приобрел свой знаменитый облик «жемчужины барокко», «Флоренции на Эльбе».

К началу 19 века, после наполеоновских войн Дрезден утратил свои позиции в политической жизни Европы, при этом все так же оставаясь крупным культурным и студенческим городом.

Одно из самых страшных событий в истории этого замечательного города произошло в конце Второй мировой войны.

К весне 1945 г. было очевидно, что падение Рейха не за горами. На Ялтинской конференции уже шли обсуждения о послевоенном переустройстве. Советские войска стояли на Одере, а союзники вели напряженную борьбу в Арденнах. Уже в те дни было понятно, что диктовать политику будет тот, кто первым войдет в Берлин. На конференции Советским командованием поднимался вопрос о необходимости бомбардировки Берлина и Лейпцига, чтобы затруднить переброску немецких войск на восток. О Дрездене, который после войны должен был попасть в сферу советского влияния, речи не шло. В городе не было стратегически важных производств, больших военных расчетов, там располагались лагерь военнопленных и госпитали.

Однако, по давней традиции, о всех важных тактических и стратегических решениях Великобритания и США предпочли договориться за спиной Москвы.

Идея форсированной бомбардировки Дрездена принадлежала министру ВВС Великобритании сэру Арчибальду Синклеру. Это было откровенным политическим заявлением, под видом акции возмездия. И, не в последнюю очередь, попытка притормозить продвижение Красной Армии к Берлину.

13 февраля 1945 года началась крупномасштабная бомбардировка силами британской и американской авиации. Три дня на беззащитный город сбрасывались фугасные и зажигательные бомбы.

Первой волной на Дрезден было сброшено 800 т бомб. Спустя три часа — еще 1,8 тыс. т. На следующий день 311 американских бомбардировщиков сбросили на город 771 т бомб, а 15 февраля— еще 466 т. Помимо бомб на город сбрасывались емкости с белым фосфором и каучуком. Воспламеняясь, вязкая масса покрывала собой стены домов, людей.

Несколько отдельных пожаров, объединившись в один, породили огненный вихрь, который пронесся по историческому центру, уничтожая все на своем пути. Люди тысячами гибли, погребенные под обломками зданий, задохнувшиеся в бомбоубежищах. Люди плавились, оставляя после себя влажное пятно на земле. Люди превращались в пепел.

Дрезден лежал в огне и руинах. К 15 февраля город представлял собой апокалиптическое зрелище. По разным источникам в эти дни погибло от 20 до 200 тысяч человек.

Одним из немногих выживших в Дрездене стал американский военнопленный, известный писатель Курт Воннегут. Впоследствии он написал знаменитый роман «Бойня номер пять», рассказывающий о вышеописанных событиях.

Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс считал, что уничтожение Дрездена было военным преступлением и актом геноцида — таким же, как холокост или ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки.

А современные дрезденцы каждый год в эти февральские дни соблюдают траур и поминают погибших в том огненном смерче.

После войны руины зданий были разобраны. Все фрагменты, пригодные в дальнейшем восстановлении, описаны, пронумерованы и вывезены за город. Единственные руины, которые оставили, как напоминание – развалины церкви Фрауэнкирхе. Долгое время ее не планировали восстанавливать. Но после падения Берлинской стены, началась реконструкция, которая завершилась полностью в 2005 г.

Чтобы подняться из пепла, Дрездену понадобилось более 50 лет. И пусть многое в этом городе исчезло без возврата, он и поныне пленяет своей красотой.