В длинном и мрачном списке всевозможных триллеров и хорроров, поставленных в Голливуде, "Молчание ягнят" стоит особняком. Снятый в далёком 1990 году, этот фильм по-прежнему остаётся классикой жанра, затмевая не только многие современные киноработы но и литературный первоисточник.
Потрясающая игра актёров, напряжённый сюжет и завораживающая музыка будущего композитора "Властелина колец" Говарда Шора продолжают обеспечивать "Молчанию ягнят" любовь зрительской аудитории во всём мире. Пять главных премий "Оскар" - за лучший адаптированный сценарий, лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль, лучшую режиссуру и лучший фильм - прекрасная иллюстрация признания культового статуса легендарной ленты.
В центре сюжета - злодеяния сразу двух, действующих независимо друг от друга серийных убийц: психопата-женоненавистника Джейми Гамба, он же "Буффало Билл", и интеллектуального каннибала Ганнибала Лектора. Мало кто знает, но оба этих персонажа воплотили в себе черты реальных американских - и не только - маньяков разных лет
В разные годы в сети появлялись самые разные предположения о том, кто же мог стать прототипом самого доктора Лектера. Назывались имена американских и, реже, британских серийных убийц, склонных к людоедству. Однако сам Томас Харрис, автор трилогии о гениальном каннибале, признавался, что образ этот срисован с мексиканского врача Альфредо Тревино.
Харрис познакомился с Тревино, будучи молодым журналистом на командировочном задании в мексиканской тюрьме. Писатель вспоминал, что при встрече тот удивил его своим интеллектом, предельно вежливой манерой общения и достаточно неординарными взглядами на жизнь и причины совершения преступлений - если бы не присутствие охраны, могло показаться, что Томас говорит с обычным тюремным врачом, а не с преступником.
Главным отличием между вымышленным Лектером и реальным Тревино явилась сексуальная ориентация. Альфредо был геем, и жертвой его единственного, но от этого не менее шокирующего преступления стал Хезуз Кастильо - коллега, друг и многолетний сожитель. Причина убийства была предельно банальна - ссора из-за денег, которые Кастильо наотрез отказывался возвращать. После убийства Тревино расчленил тело любовника и закопал его на ранчо своего одного из своих приятелей.
Ещё одним отличием между киногероем и его прототипом стало неумение последнего заметать следы. Очень скоро работники ранчо наткнулись на коробки с человеческими останками. Вычислить Тревино было делом техники. За своё преступление Альфредо был приговорён к 20-летнему тюремному сроку, который отсидел "от звонка до звонка". Выйдя на свободу, он ещё почти три десятилетия провёл, вернувшись к своей врачебной практике. Он трудился врачом, активно помогая бедным и малоимущим до своей смерти в 2009 году, и многие относились к нему с уважением, даже зная о том, что он был преступником.
Впрочем, свою коррективу в образ Ганнибала Лектера внёс и сыгравший его актёр. Если внимательно смотреть фильм, можно заметить, что Энтони Хопкинс практически не моргает - особенно, во время крупных планов. Эту особенность он решил привнести, посмотрев во время работы над ролью записи интервью печально знаменитого сектантского гуру Чарльза Мэнсона.
Биография этого знаменитого негодяя хорошо известна, в том числе, в русскоязычном сегменте интернета. Чарльз Мэнсон был заурядной посредственностью практически во всём - кроме, пожалуй, его огромного самомнения и уверенности в своей избранности для великих свершений. Под таковыми Мэнсон понимал истребление чернокожего населения Америки - равно как и привилегированного класса белых.
Мэнсон создал свою около-сатанистскую секту, куда входили, преимущественно, молодые девушки. Именно их руками и были совершены самые страшные убийства банды сатанистов. На счету самого гуру была всего лишь одна человеческая жизнь - тем не менее, он был признан одним из самых опасных убийц Соединённых Штатов и приговорён к пожизненному заключению. В тюрьме он и оставался до самой своей смерти в 2017 году - впрочем, даже в стенах камеры он продолжал привлекать к себе внимания, давая провокационные интервью и получая письма от поклонников и последователей.
Как ни забавно, но главным антагонистом "Молчания ягнят" можно назвать всё-таки того самого Джейми Гамба, он же - "Буффало Билл". Именно этот довольно отталкивающий персонаж совершает наиболее отвратительные поступки в ходе фильма. Образ маньяка явился собирательным, и вобрал черты сразу трёх серийных убийц.
Одним из них был тот самый Тед Банди, чья экранизированная биография наделала много шума в этом году. Как и "Буффало Билл", многих своих жертв Банди уговаривал отправиться с ним обманом, притворяясь измученным страдальцем со сломанной рукой. Умеющий располагать к себе Тед неизменно усыплял бдительность девушек - многие, на свою беду, соглашались помочь вежливому симпатичному брюнету, не подозревая, что скоро он превратится в чудовище...
Гэри Хейдник был стандартным для типажа многих серийных убийц неудачником, чьи демоны вырывались на свободу лишь тогда, когда у него появлялась возможность поиздеваться над тем, кто слабее. За два года этот ничем по сути не примечательный мужчина похитил, пытал и убил шестерых женщин. Как и "Буффало Билл" всех их он держал в подвале своего дома.
Эд Гейн, безусловно, являлся самой загадочной фигурой из всех троих. Его жизнь словно вобрала в себя стереотипы, свойственные большинству маньяков голливудского кино - тяжёлое детство, деспотичная и жестокая мать, загадочная гибель брата, который мог стать его первой жертвой... Официально он признался лишь в убийстве двух своих соседей, хотя многие подозревали, что жертв было гораздо больше. Как и "Буффало Билл", Эд Гейн снимал с трупов своих жертв кожу и хранил на своей ферме их скальпы.
У всех прототипов "Билла" был весьма бесславный конец. Теда Банди, в конце концов, поджарили на электрическом стуле. Унылый жизненный путь Гэри Хэйдинка прервала смертельная инъекция. Эд Гейн дожил до преклонных лет, скончавшись от рака - но всё это произошло в больнице для заключённых с психическими отклонениями, так что можно не сомневаться, что его пребывание там было весьма безрадостным.
"Молчание ягнят", вдохновляясь, в том числе, биографиями реальных мерзавцев, оказалось куда глубже и многограннее большинства триллеров, по своей эпичности опережая, в том числе, и другие фильмы про доктора Ганнибала Лектера. Его неоднократно признавали лучшим триллером в истории кино, а в 2011 году фильм, как «имеющий большое культурное, историческое или эстетическое значение», был включён в Национальный реестр фильмов США.