В иске отказать!
Друзья, есть ли среди вас "счастливцы", которым повезло в своей жизни иметь дело с органами опеки и попечительства? Ну, как впечатление? Мне вот интересно, по какому принципу отбирают специалистов для этой структуры? Это в основном женщины, все как на подбор со стальным взглядом, ледяным голосом и с осознанием безоговорочной своей правоты. Всё они сразу о вас понимают и насквозь видят. Не дай бог столкнуться.
Так вот, защищала я в суде девочку двадцати лет, у которой изъяли двоих маленьких детей - 1 год и 2 месяца и 5 месяцев,- и теперь лишали родительских прав. Детей (совершенно здоровых) поместили в специализированный дом ребенка для детей с психоневрологическими нарушениями. Там подход к детям соответствующий и приемы воздействия тоже специфические (специалисты знают - какие). Шесть месяцев она рвалась к детям, умоляла дать просто увидеть, но ее гнали как худую собаку. В опеке заявили, что вернут детей при условии, если она устроится на работу (!). Даже дали записку - сходи, мол, в ближайший детский сад, покажи эту записку и тебя заведующая сразу на работу нянечкой возьмет. Пошла. Понятно, что там разговаривать с ней не стали.
Итак, суд. Сидим мы с ней в коридоре суда, ждем начала заседания. А по коридоре идет ОПЕКА - три полновесные шикарно одетые дамы с красными папками в руках. На лицах чувства разные отражаются - от презрения до удивления и раздражения. Вопросы соответствующие: на какие же деньги она адвоката наняла, зачем я эту псевдо-мать (так и сказали!) защищать собираюсь и как можно вообще сметь поперек их мнения идти. Отмолчались мы с ней, как раньше условились.
Судья, женщина усталая, начала заседание, заранее зная, чем оно закончится. Прокурор тоже скучал. Моя подзащитная тихонько слезы утирала. В зале звучал четкий обличающий голос представителя государства и призывал покарать, отобрать, лишить. Надо сказать, иски о лишении родительских прав удовлетворяются практически всегда. И это справедливо, потому что социальное неблагополучие у нас проявляется в самых страшных формах и страдают в первую очередь самые беззащитные - дети. Поэтому таких матерей очень редко берутся защищать правозащитники. Но тут был случай особый. Мать - не пьяница, не наркоманка, не асоциальный элемент. Не успев сложиться как полноценная личность, она приняла на себя такую тяжелую ношу, как материнство. Ведь если отбросить все розовые пузыри, материнство - это труд, каждодневный, рутинный. Рожая ребенка женщина жизнь свою кладет на алтарь служения этому ребенку. Еще нужно уметь состоятся как мать. А моя подзащитная, родив одного за другим двух малышей, матерью-то как раз еще и не стала в полном смысле слова. Эта ноша оказалась ей не под силу. Поэтому в минуту отчаяния, не зная, на кого опереться, она и ушла из дома, оставив своих детей на инфантильного мужа. Не вина ее в этом, а беда. Вот это все я и говорила в суде, когда мне, как стороне защиты, предоставили слово. Судья оживилась, прокурор проснулся. "Так что же вы предлагаете? Я верну ей детей, а она опять уйдет, если не готова растить и воспитывать?"-спросила судья. Надо научить, помочь, показать как нужно распределять свое время и силы, как кормить, лечить, правильно укладывать спать, когда самой отдыхать и не надорваться. Кто поможет? Да органы опеки и должны помочь! Не прав лишать, а помочь состояться как мать. При этой структуре есть еще центры социальной помощи семье и детям. Сколько там сотрудников - женщин? Четырнадцать!!! Психологов, социальных педагогов, еще черт знает кого. Прикрепите одну из них (а можно и двоих) поопытнее к этой девочке, пусть помогут ей немного, научат ухаживать за детьми, распределять свое время, правильно бюджет тратить, наконец. Поддержите ее, она сделала только первый шаг во взрослую жизнь. И не будет двух детей-сирот, и не будет сломанных судеб.
Судья ушла для вынесения решения, ее долго не было. А потом в зале прозвучало: "В иске о лишении родительских прав отказать. Обязать органы опеки и попечительства...."
Прошу вас высказать свое мнение по этому поводу в своих комментариях. А чем закончилась эта история я напишу в следующей статье.