Найти в Дзене

Как вдова военного пенсионера пенсию по потере кормильца оформляла

Оглавление
источник: Яндекс картинки
источник: Яндекс картинки

К сожалению наше государство не относится , на мой взгляд, с должным уважением к гражданам, заставляя их доказывать очевидные казалось бы факты в суде для получения заслуженных и справедливых пенсионных выплат. Да и в суде как выясняется чтобы доказать совершенно очевидный факт пенсионеру приходится пройти несколько инстанцией, что указывает на низкое качество осуществления государственной услуги по отправлению правосудия. 

Итак, 

Суть дела:

Жена военного пенсионера овдовев обратилась в военный комиссариат за назначением пенсии по потере кормильца. Однако при обращении за пенсией в военном комиссариате пожилой женщине заявили, что для получения  такой пенсии необходимо судебное решение об установлении факта нахождения на иждивении у супруга. При этом военный комиссариат сослался на  Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". 

Согласно ст. 28 указанного закона 

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

В ст. 29 указанного закона указано, что  право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.  Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта "б" части 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Казалось бы из данного положения закона ясно следует что жена-пенсионер может получить пенсию по случаю потери своего мужа, если он умер в период получения пенсии.

Однако, военный комиссариат отправил пожилую женщину-пенсионерку доказывать факт нахождения на иждивении своего мужа в суд.

Решение суда первой инстанции:

источник: Яндекс картинки
источник: Яндекс картинки

Почему то и военный комиссариат и пенсионный фонд, участвующие в деле настаивали, чтобы в удовлетворении исковых требований пенсионерке отказали. Складывается впечатление что задача этих органов уберегать казну от пенсионеров, а не помогать им в реализации их пенсионных прав.

Суд видимо воспринял пенсионный фонд и военный комиссариат как государственные органы, оберегающие казну от посягательств пенсионерки и в удовлетворении заявления  об установлении факта нахождения на иждивении жены у мужа, а также совместного проживания отказал.

Основания: 

Отказывая в удовлетворении заявления вдовы военного пенсионера об установлении факта нахождения её на иждивении мужа  и совместном проживании, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пришёл к выводу о том, что пенсионеркой не представлены доказательства, подтверждающие факт нахождения её на иждивении у умершего супруга, ввиду того, что превышение размера дохода умершего супруга над ее доходом не является достаточным для установления данного факта. Суд указал, что у вдовы имеются самостоятельные средства к существованию в виде выплачиваемой ей пенсии и размер её ежемесячного дохода превышает размер прожиточного минимума, установленного региональным правительством для данной категории населения.  Разница в доходах супругов не свидетельствует, по мнению суда о том, что доход умершего супруга являлся для его жены основным источником средств к существованию. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, при рассмотрении дела не подтверждён факт того, что материальная помощь супруга  при его жизни являлась для его жены постоянным и основным источником средств к существованию, и что собственные доходы вдовы не обеспечивают её необходимые жизненные потребности. Суд первой инстанции отказал в установлении факта постоянного совместного проживания мужа и жены, сославшись на то, что установление отдельно данного факта не порождает возникновение юридически значимых действий, от данного факта не зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.  Отказывая в удовлетворении заявления пенсионерки об установлении факта нахождения её на иждивении умершего супруга, судебные инстанции исходили из того, что пенсионеркой не представлены доказательства, подтверждающие, что материальная помощь мужа при его жизни являлась для неё постоянным и основным источником средств к существованию, а размер ее собственных доходов  не был достаточным для обеспечения необходимых жизненных потребностей.

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Best Jurist
Best Jurist

>>>задать вопрос юристу on-line

Позиция  Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации:

Верховный суд РФ
Верховный суд РФ

Выводы судов первой и апелляционной инстанции не правомерны, поскольку  по смыслу названных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца. 

Ввиду того, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в силу приведённого выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении, а вдова на момент смерти её мужа, являясь нетрудоспособным лицом в связи с назначением ей  страховой пенсии по старости, получала от мужа помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию с учётом наличия значительного превышения размера пенсии, получаемой при жизни ее мужем, относительно размера пенсии, получаемой самой вдовой, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для установления факта нахождения вдовы на иждивении её супруга  не соответствует подлежащим применению нормам права, сделан без учёта всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, является неправомерным.

Кроме того, делая вывод о том, что пенсионерка не представила доказательств, подтверждающих факт нахождения её на иждивении супруга , и указывая на то, что получение ее мужем пенсии за выслугу лет, превышающей ее размер пенсии по старости, не свидетельствует о её нахождении на иждивении супруга, так как разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для пенсионерки основным источником средств к существованию, судебные инстанции не учли положения семейного законодательства, которыми урегулированы в том числе имущественные отношения между супругами.

Возникает закономерный вопрос, почему пенсионерку нужно было тягать по всем судебным инстанциям, чтобы доказать простой и очевидный факт, необходимый ей для получения пенсии по потере кормильца?

А что Вы думаете обо всем этом, пишите свои мнения в комментариях, делитесь статьей в социальных сетях, подписывайтесь на канал.

>>>внук не смог узнать причину смерти своей бабушки