Сегодня речь пойдёт о самом актуальном для настоящего момента философе ХIX века. Американский писатель и философ Генри Дэвид Торо – проповедник «практического изоляционизма», выступавший за сознательный разрыв с обществом, как единственную возможность сохранения и развития личности. В философии Торо нашли много полезного современные экологи, анархисты и дауншифтеры.
Генри Дэвид Торо (1817 – 1862 гг.) жил в одно время с Карлом Марксом (1818 – 1883 гг.), и так же понимал несовершенство общественной жизни, однако, в отличие от создателя Коммунистического Интернационала, призывал не изменять общество революционным путем, а удалиться от него. Лишь близость к природе может предоставить человеку возможность гармоничного существования и саморазвития, полагал он.
У Торо слова не расходились с делом: 4 июня 1845 года этот член Бостонского философского кружка удалился в лес, где построил хижину, в которой прожил в полном одиночестве два года два месяца и два дня. Философ выращивал бобы и картофель, гулял по окрестностям и предавался размышлениям. Итогом этого эксперимента стала знаменитая книга «Уолден, или жизнь в лесу».
Ярким и образным языком автор описывает свои занятия и ощущения, делится плодами размышлений этих двух лет. Он приходит к выводу, что отказавшись от избыточных благ цивилизации, занимаясь простым трудом, обеспечивающим лишь естественные потребности, человек обретает гармонию. Для достижению большей свободы материальные потребности человека должны "уменьшиться". Вот несколько цитат из книги «Уолден, или жизнь в лесу»:
"Накопление собственности и заботы по преумножению ее изнуряют человека, который едва успевает опомниться перед смертью и признать, что жизнь его пролетела впустую".
"Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат".
"Богаче всех тот, чьи радости требуют меньше денег".
"Жизнь – это дикая среда. Наиболее живое – наиболее дикое".
Своё уединение в лесу Торо описывает как блаженство наедине с живой природой, вдали от пороков современного города. Природа для Торо – царство свободы, в котором человек обретает гармонию. Вместе с тем мыслитель не впадает в крайности, он не отказывается полностью от цивилизации, для него одиночество лишь способ нахождения опоры внутри себя.
Торо вернулся в город, где написал порядка 20 томов различных произведений. Философ имел и активную политическую позицию – был сторонником аболиционизма – движения за отмену рабства в Америке. Идеи, изложенные в эссе «О долге гражданского неповиновения», в котором Торо выступал за ненасильственную революцию через отказ от сотрудничества с властями, в середине ХХ века нашли свое применение в политической доктрине Движения за права чернокожих в США.
Генри Дэвид Торо не навязывает свои взгляды, признавая, что предлагаемый им путь уединения и отказа от благ общества далеко не для всех. Вероятно, в выборе пути одиночества сыграла роль попытка молодого Торо жениться и создать семью, которая так и не увенчались успехом: философ до конца своих дней оставался холостяком.
Известность и признание пришли к мыслителю через десятилетия после смерти. Сейчас Генри Дэвид Торо признан одним из основоположников трансцендентализма – одного из идеалистических направлений философской мысли.
В конце 20 века образ чудаковатого отшельника – бородача Торо стал популярным в массовой культуре Запада. В 1980-е годы получила популярность литературная мистификация, в которой утверждается, что два известных холостяка и острых наблюдателя - Шерлок Холмс и Генри Дэвид Торо, есть одно и тоже лицо.
Можно по-разному относиться к идеям Торо, но, согласитесь, весьма привлекательной является его идея, что обрести свободу можно сменив образ жизни.
И напоследок ещё одна цитата Торо: «Общественное мнение далеко не такой тиран, как наше собственное. Судьба человека определяется тем, что он сам о себе думает».
Было бы интересно узнать Ваше мнение о Г.Д. Торо.
Денис Маевский
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.