Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

«Дом нового быта»: судьба грандиозной утопии советского модернизма

Оглавление

Если бы Натан Остерман не умер в расцвете сил (ему было всего 53 в 1969 г.), и если бы Хрущева не «отправили на пенсию» незадолго до этого, то их совместный утопический проект удалось бы реализовать.⠀

Идея была создать нечто подобное дому-коммуне 1920-х годов. Поэтому и назвали экспериментальный проект по адресу ул. Шверника, 19 – «Дом нового быта».

"Дом нового быта", 1965-1971, арх. Н. Остерман и др. Адрес: ул. Шверника, 19.
"Дом нового быта", 1965-1971, арх. Н. Остерман и др. Адрес: ул. Шверника, 19.

Это в двух шагах от другого знакового модернистского проекта СССР - квартала Новые Черемушки, одним из архитекторов которого был Н. Остерман.

Но Хрущеву не понравилось, что новые комфортные отдельные квартиры постепенно «обуржуазивают» жильцов Черемушек.⠀

А где же чувство плеча, всеобщее единение поколения, которое, как известно, будет жить при коммунизме? Так и погрязнут в своем накопительстве. Знаем мы, как это происходит - сначала холодильник «Саратов», потом стиральная машина, а там и личный автомобиль захотят.

Нееет, так мы коммунизм не построим!⠀

И вот для того, чтобы сохранить энтузиазм и энергичность молодого поколения, Остерману было предложено разработать проект, который освободит бессемейную (или «недавно семейную») молодежь от тягот быта.

На тот момент это был самый радикальный эксперимент в области жилищного строительства.

В разработке концепции комплекса участвовали ученые-социологи, а также … сами потребители!

Будущие жильцы – молодые семьи, которые должны были получить квартиры в Доме нового быта – высказывали свои пожелания о том, что в нем должно быть.

-3

В результате была запланирована беспрецедентная инфраструктура, бОльшая часть которой была сконцентрирована в перемычке между жилыми корпусами.

В блоке обслуживания расположились:

  • Кухня и столовая на 150 мест,
  • фойе с зимним садом, а также отдельная оранжерея,
  • плавательный бассейн со спортивным залом,
  • музыкальный салон и актовый зал,
  • детский центр, центр медобслуживания
  • технический клуб и кружковый центр
  • и даже небольшая гостиница

Но это еще не все. На плане второго этажа отмечены буфет-бар-бильярдная, радиотелестудия, кинолаборатория, читальные залы.

А на эксплуатируемой кровле жилых корпусов должен был появиться если не «сад на крыше» (согласно «Пяти принципам современной архитектуры», сформулированным евангелистом мирового модернизма – французским архитектором Ле Корбюзье), то нечто подобное – солярии и теневые навесы, а также танц-площадка с эстрадой и места для отдыха и сна на открытом воздухе.

С точки зрения архитектуры, сервисный корпус - самый эффектный элемент комплекса.

Натан Остерман мастерски использует здесь излюбленный прием архитекторов-модернистов всего мира - опоры-столбы. Это, конечно, прямая отсылка к одному из «Пяти принципов» , который звучит как «дом на ножках».

Посмотрите, как стилистически похоже решены столбы-опоры в другом знаменитом образце советского модернизма - доме на Беговой, о котором я писала в посте «Что же сделало этот дом таким одиозным?»: дом-сороконожка сквозь призму времени
-5

Что касается собственно жилья, то оно располагалось в двух V-образных 16-тиэтажных корпусах, рассчитанных на 2, 2 тыс. человек. Квартир было 812 – одно-, двух- и трехкомнатных, рассчитанных на семью до 4-х человек.

Нежилой площади в квартирах был минимум. Оно и понятно – учитывая то, что все необходимые услуги можно было получить в корпусе обслуживания.

Так, вместо кухонь в жилых ячейках были специальные ниши с электрической плитой, мойкой и малогабаритным холодильником.

-6

Отсутствие полноценной зоны готовки компенсировали общие «доготовочные», где можно было заодно купить полуфабрикаты, и столовые-гостиные на каждом этаже.

Целью социального эксперимента, проводимого в доме, было проверить, как жилая среда влияет на человека, на формирование его личности.

Поэтому было решено предоставлять квартиры с полностью готовой средой – а конкретно с мебелью и бытовым оборудованием. Современный интерьер должен был приучать молодые семьи к современному образу жизни.

-7
«Мы добиваемся, чтобы в комнатах было как можно больше простора.
Поэтому мебель тут, как правило, встроенная. Обеденные и письменные столы откидные.
Вместо межкомнатных перегородок – доходящие до потолка шкафы-стенки с отделениями для белья, верхнего платья, обуви, шляп, чемоданов…
Лампы в квартирах будут перемещаться в плоскости потолка. Их можно подтянуть к тому месту, где требуется яркое освещение» - писал архитектор.⠀
V-образные корпуса смотрятся на местности, как открытые книжки.
V-образные корпуса смотрятся на местности, как открытые книжки.

Конечно, все описанное выше слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Этот проект, как и многие другие в Советах, оказался очередной утопией. Пожалуй, самой яркой и масштабной утопией в сфере массового жилого строительства.

Впоследствии историки архитектуры и искусствоведы сформулируют для подобных гуманистичных проектов собственный термин – «архитектура соучастия».

-9

После ухода обоих «идеологов» проект, начатый в 1965 г., был существенно сокращен и переработан.

В итоге «Дом нового быта» Натана Остермана, один из самых эстетских проектов советского модернизма, был сдан в 1971 г. как Дом студента и аспиранта МГУ, т.е. как банальное общежитие.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Еще о советской архитектуре на этом канале:

👉 Чертаново: образцовый «рай для советского человека». Вот во что должны были превратиться хрущевки
👉 «Что же сделало этот дом таким одиозным?»: дом-сороконожка сквозь призму времени
👉 Мастодонт из 1920-х: первый дом типовой застройки в советской Москве, чудом сохранившийся на Яузском бульваре
👉 «Шерстяной работник»: умирающий дом эпохи НЭПа в Гончарной слободе. Что с ним станет?
👉 «Сказочная» архитектура советского модернизма в древнем Дмитрове