Найти тему

"Выйти замуж за капитана". Как появление Веры Глаголевой изменило замысел режиссера

Эту не совсем классическую мелодраму получилось снять только со второго раза. Сценарий к фильму написал Валентин Черных, переживавший тогда пик популярности после выхода картины "Москва слезам не верит". Но его новый сценарий не оправдал ожиданий чиновников от кино - не было "обличительных" интонаций, главный герой не совершал подвигов, а погряз в мещанских попытках выбрать себе невесту сразу из нескольких девушек.

Три года сценарий лежал на полке, пока его не предложили режиссеру Виталию Мельникову. В его активе уже были такие нашумевшие фильмы, как"Старший сын", "Семь невест ефрейтора Збруева" и "Отпуск в сентябре". После последней работы режиссер впал в немилость, почти ничего не снимал. И когда ему в срочном порядке на "Ленфильме" предложили снять "Выйти замуж за капитана", он взялся за работу без особого энтузиазма, не рассчитывая на успех.

-2

Актрис на роли первых двух невест капитана Блинова подобрали достаточно быстро, а вот с третьей, Еленой, все как-то не складывалось. Характеры все трех невест были прописаны достаточно схематично, особой глубины не предусматривалось. Обычная житейская история, в которой честный деревенский парень капитан Блинов пытается за время отпуска найти себе невесту.

Вера Глаголева оказалась в роли фотожурналистки Елены почти случайно. Она помогала Виктору Проскурину пройти пробы, была его партнершей на репетициях. Когда исполнительницу главной роли найти так и не удалось, режиссер пересмотрел записи с дублями Проскурина и Глаголевой.

Виталий Мельников был поражен актерским мастерством, тонкостью и глубиной, с которыми молодая актриса проживала свою роль. От схематичности образа не осталось и следа. Режиссер понял, что с такой главной героиней он просто обязан более глубоко психологически проработать всю эту историю:

Вера Глаголева, в ее пробе, своей воинственной беззащитностью излишне конкретизировала и драматизировала свою новеллу. Вот почему, придерживаясь правил, заданных сценарием, я интуитивно игнорировал понравившуюся мне актрису.
А может быть, нужно было не актрису искать, а менять "правила игры"? Может, простую историю с отпуском капитана Блинова разыграть на более тонком психологическом уровне?
Может быть, столкнуть этого служаку не с тремя, а с одной единственной женщиной-загадкой, с полным антиподом ему самому, Блинову, и поэтому столь притягательным антиподом?
-3

В этом фильме Вера Глаголева встретилась с по-настоящему "своей" ролью. Она импровизировала и в любой ситуации готова была существовать исключительно "как Елена". Благодаря ее перевоплощению, история усложнялась, на ходу придумывались новые подробности и повороты сюжета.

Несмотря на свой предыдущий десятилетний опыт, именно "Выйти замуж за капитана" Вера Глаголева назвала фильмом, который создал ее как актрису. За роль Елены Вера Глаголева была признана лучшей актрисой 1986 года.

-4