Мировая культура знает сотни неудачных попыток экранизаций известных и не очень произведений. Причём, как правило, чем известнее книга, тем менее удачным будет ее воплощение на экране. Однако бывают и обратные случаи, которые доказывают — при правильном подходе кино можно снять таким образом, что сказать знаменитую фразу «книга лучше» язык не повернётся даже у самого настырного фаната. Ко всемирному дню книг мы подготовили пять примеров, когда кинематограф смог.
1. Побег из Шоушенка (1994).
Величайший фильм всех времён по мнению зрителей (забетонировал себе место в топ-1 на IMDB) снят по повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» Фрэнком Дарабонтом, который ещё через пару лет блестяще проведёт нас по Кинговской же «Зелёной миле». Сам автор после прочтения сценария сказал, что хотя он и достаточно верен написанной им истории, но в нем много назидательности и меньше развлекательных элементов. Уже после выхода ленты Кинг говорил — «У моей истории есть сердце, а у фильма оно ещё больше».
2. Бойцовский клуб (1999).
Культовая картина Дэвида Финчера, уже давно вошедшая в анналы киноистории – это экранизация одноименного романа Чака Паланика. В чём секрет успеха экранизации и почему «Бойцовский клуб» почти всегда будет отождествляться именно с фильмом, а не с книгой? Причина номер один – Дэвид Финчер как идеальный кандидат на режиссёрское кресло. Постановщик, который славится своей циничностью и бескомпромиссностью (финал триллера «Семь» не даст соврать) нашёл идеальный для себя материал, написанный нонконформистом Палаником. Причина вторая – Брэд Питт и его безупречное попадание в роль Тайлера Дерденна. И, наконец, последняя причина – изменённый финал картины, который сам писатель признал более удачным.
3. Старикам тут не место (2007).
Американского писателя-романиста Кормака Маккарти очень любят в Голливуде. «Советник» Ридли Скотта, «Дорога» Джона Хиллкоута, «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед»» Томми Ли Джонса – всё это экранизации его произведений. Однако лучше всех справились братья Коэны, снявшие «Старикам тут не место» и отхватившие охапку «Оскаров». Тут всё просто. Книга Маккарти – вовсе не классика американского романа. Написана она довольно характерным литературным слогом, который непросто переварить и усвоить. Фильм гораздо доступнее, но при этом не теряет стиль и направление, взятое писателем.
4. Молчание ягнят (1990).
Томас Харрис написал с пяток книг про Ганнибала Лектора, лучшими из которых считаются «Молчание ягнят» и «Красный дракон». Это были хорошие жанровые работы, но прославили Лектора отнюдь не книги Харриса, а одна из важнейших картин в американском кино – «Молчание ягнят» Джонатана Демме и исполнитель главной роли — Энтони Хопкинс, заслуженно награждённый за эту роль премией «Оскар». Фильм растаскали на цитаты, а Лектор вошёл в пантеон лучших кинозлодеев XX века.
5. Крёстный отец (1972).
Роман Марио Пьюзо великим назвать нельзя, а вот экранизацию Ф. Ф. Копполы – запросто. Не просто великой, а эпохальной. Книга Пьюзо, безусловно, сильный первоисточник и очень мощная основа для экранизации, но когда кто-то слышит «Крёстный отец», на ум сразу приходит именно кино, повествовательные линии в котором заметно отличаются от книжных, крайне обстоятельных. Отнюдь не первоисточник сделал фильм Копполы тем, чем он является, а именно – эталоном драматургии и целой вехой в мировом кинематографе.