Младший сержант. Пруссия, 23 апреля 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
Встал в 7 часов утра. Завтракать не пошел. Закусил дома консервированным паштетом и выпил стакан вчерашнего чаю. С тем же волнением снова сел писать. Как летело время, я не замечал. В 10 часов вызвал Боровский. Прерваться в таком состоянии и пойти писать с ним политдонесение — я не переживал большей досады. Однако, приказ есть приказ — пришлось бросить все и пойти.
-Сейчас 10.25,- сказал Боровский, - поручаю вам провести митинг о заключении договора с Польшей. До 12 часов успеете подготовиться?
-Успею,- ответил я.
-Идите, готовьтесь. Но учтите: на митинге будет весь личный состав взвода управления, пулеметной роты и все офицеры полка, я снимаю их с занятий на время митинга. Сбор обеспечит капитан Дубинецкий.
Оригинально у нас получается: парторг полка собирает на митинг, а парторг низовой организации будет говорить речь.
На митинг собралось человек 150. Открыл митинг командир полка и предоставил мне слово. Никогда в жизни я не говорил с таким волнением и воодушевлением. Сам важнейший материал глубокого исторического значения волновал меня, но главная причина не в этом: заторможенное творческое возбуждение вылилось здесь со всей силой. По лицам присутствующих на митинге я чувствовал, что им передалось мое волнение. Вслед за мной выступили 4 офицера, говорили вдохновенно, хорошо.
Только успел закончиться митинг, вызвал к себе начальник политотдела и предложил принять секретарство политотдела. Это для меня было ударом. Потонуть в море бумаг, в переписке, не видеть ничего, кроме крытой машины политотдела и сидеть в ней день и ночь — это было бы самоубийством. Кроме того, я бы не вынес физически этого бдения: я сейчас только и поддерживаю здоровье тем, что хожу и дышу свежим воздухом. Я приложил все усилия, чтобы избежать этой участи. Окончательное решение не было принято. Подавленный, я пошел домой.
Однако, вечером желание писать проснулось с еще большей силой. Оно усиливалось еще стремлением успеть закончить поэму до того, как идти на работу в политотдел, если начальник решит не в мою пользу.
Поработал до 4 часов утра и в основном закончил поэму, которая разрешала ту же тему, что и первая, и у меня родилась мысль подчеркнуть единство их идейного замысла в самом названии. Я озаглавил вторую поэму «Василий Серов и Оля».
Вечером получил еще два письма: от Кати и от мамы, но ответа опять не написал по той же причине.
Источник: Войнов В. Дневники военных лет / Крайнюк Е. В. // Электронная библиотека современной костромской литературы.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.