История появления фильма началась в далеком 2005 году и изначально задумка фильма принадлежала не братьям Нолан, как все могли подумать, черновые наброски к фильму были написаны физиком-теоретиком Кипом Торном и его подругой Линдой Опст, а первым режиссером был назначен Стивен Спилберг. Втроём они искали талантливого сценариста, который готов был реализовать не только все научные задумки Торна и Линды, но, и смог бы добавить интересной душераздирающей драмы. Собеседований было немало, но, по итогу, выбор пал на молодого сценариста Джонатана Нолана. Однако, производство фильма ждало немало трудностей. 5 ноября 2007 года гильдия сценаристов америки (Writers Guild of America) объявила забастовку. Джонатану запретили продолжать работать над фильмом, но его наработки настолько впечатлили Спилберга и Линду, что они не хотели нанимать другого сценариста и решили повременить фильмом. Но беда не приходит одна, и, когда Джонатан смог вернуться в проект в 2010 году из него выпал Стивен Спилберг. По слухам, Стивен и Paramount Pictures не смогли договориться о гонораре режиссера. Как бы выглядел фильм если бы его снимал Стивен Спилберг? Мы об этом уже никогда не узнаем, и, я думаю, это к лучшему, ведь новым режиссером интерстеллара стал Кристофер Нолан.
Сам подход Кристофера к созданию фильмов разительно отличается от всех других режиссеров:
- Во-первых, он согласился с требованием астрофизика Кипа Торна, а именно, все показанное в фильме должно соответствовать физическим законам, а все предположения фильме должны быть основаны на научных фактах.
- Во-вторых, он разрешил привести кипу других ученых, которые находились на съемочной площадке практически во всех сценах фильма. Кип Торн прикладывал огромные усилия, чтобы все фильме было максимально по-настоящему. Например, бумаги и тетради были исписаны физическими вычислениями, относящимися к проблеме кривым, и подчеркнуто не аккуратным почерком профессора Бренда писал аспирант астрофизик, а почерком взрослой Мёрф писал сам Кип Торн. Также на съемочную площадку для консультаций была приглашена Марша Айвен - настоящая американская астронавт НАСА.
Нельзя не отметить отношение Кристофера к актерам фильма. Чтобы было проще вжиться в образ, он заранее снимал кадры окружающей среды и потом проецировал их на экраны вокруг съемочной площадки. Это было сделано для того, чтобы актеры, смотрящие за борт корабля, видели реальную картинку, а не зеленый экран.
Что же касается самого сюжета фильма, то пыльные бури и вымирание растений приводят человечество к продовольственному кризису. На создание описанной в фильме апокалиптической обстановки Кристофера Нолана вдохновила серия катастрофических пыльных бурь происходивших в сша в 1930-е годы. Показанные в начале и в конце фильма кадры с людьми, выжившими в природной катастрофе были взяты из фильма «пыльный котёл» 2012 года. Все эти люди не актеры, а реальные жертвы тех событий.
Сам же фильм интерстеллар вызвал немало споров касательно научной части фильма. Насколько все происходящее соответствует действительности? Возможно ли это с научной точки зрения или все показанное на экране это просто фантастика? На большинство самых важных вопросов ответил сам доктор Кип Торн в своей книге «Наука за кадром: интерстеллар».
Сюжет фильма вращается вокруг кротовой норы и черной дыры, именно они вызвали больше всего вопросов. Тут нужно сделать отступление и сказать, что кротовые норы и черная дыра это не совсем одно и то же. Кротовая нора, она же чревоточина - это туннель в пространстве соединяющий две точки. Путь через червоточину очень короткий по сравнению с любым другим путем в обычном пространстве и времени. На данный момент нет официального подтверждения что кротовые норы существуют, но, наука допускает их существование, а вот черная дыра - это нечто другое, это искривление пространства в точке, где гравитационное притяжение такое сильное, что двигаться в направлении от неё дойдя до определенного радиуса будет невозможно даже если двигаться быстрее скорости света. Эта область называется горизонтом событий, а вот что в самом центре черной дыры пока никто не знает.
По сюжету фильма, рядом с Сатурном появляется именно чревоточина. Для ее появления нужен источник огромной гравитации, им является черная дыра Гаргантюа.
Главным героям нужно попасть на разные планеты и на всех этих планетах достаточно тепло и светло. Как это возможно и откуда на планетах берется свет и тепло? Ответ на этот вопрос достаточно прост - из аккреционного диска.
Материя звезды попадает на орбиту Гаргантюа и формирует аккреционный диск, он излучает свет и тепло, которое вполне может заменить солнце. На планете Миллер, куда попадают главные герои, 1 час на поверхности равен 7 земным годам. Такое возможно если объект находится очень близко к черной дыре но тогда бы планету давно бы засосало, и это действительно правда, но только для черных дыр, которые не вращаются. Гаргантюа - сверхмассивная вращающаяся чёрная дыра, если она будет вращаться очень быстро, а орбита планеты располагаться очень близко к черной дыре, то такое замедление времени вполне возможно.
Далее главный герой отправляется на планету Манна, они говорят, что до нее очень далеко лететь, но когда корабль взлетает он оказывается рядом с Гаргантюа. Как это возможно? Это объясняется вращением планеты по сложной вытянутой орбите, именно из-за этого на этой планете показаны гигантские ледяные облака, которые замерзают, когда планета удаляется от аккреционного диска.
Ближе к концу фильма, чтобы спасти Брант, Купер отсоединяется от корабля «Эндюранс» и, вместе с роботом, они попадают в черную дыру. Почему же притяжение их не растянуло? А потому, что эффект растягивания тела возможен только в малых и не вращающихся черных дырах. Гаргантюа настолько велик, что никакой разницы в притяжении разных тел абсолютно нет.
Но все же, в фильме Нолана немало фантастики, которая не поддается никаким законам физики.
Например, облака на ледяной планете - это полностью выдуманное явление, которое в реальности никак не может существовать, поскольку лед слишком тяжелый материал для облака. Так же, для изучения планет совсем необязательно было на них спускаться. На Эндюрансе была куча оборудования, с помощью которого астронавт Ромиле изучал черную дыру Гаргантюа. И самое главное, Нолан все же немного изменил Гаргантюа. В реальности, из-за эффекта Доплера один край диска должен был отливать красным цветом, а другой синим, но красота требует жертв и чтобы не смущать зрителей Кристофер сделал Гаргантюа однотонной, и снизил скорость ее вращения.
Доктор Кип Торн понимал, что где-то придется пожертвовать наукой ради зрелищности и драматизма и не стал перечить Нолану. Пройдя горизонт событий, Купер оказывается в тессеракте - четырехмерным кубе вне времени и пространства. Хоть ученые и допускают существование других измерений, но после прыжка в черную дыру вы точно не окажетесь в комнате своей дочери. Это магия кино и Нолан объясняет это существами из будущего, которые живут в 5-мерном пространстве и времени. Сам гиперкуб, который выглядит как огромная библиотека и позволяет взаимодействовать с книжной полкой дочери, напоминает концепцию L-пространства из книг Терри Пратчетта о плоском мире. L-пространство - это особое измерения, в котором огромный объем информации из книг искривляет время и пространство, в результате любой желающий может получить к ней доступ вне зависимости от того где и когда он находится. В итоге получился гениальный фильм, который невозможно охватить за 1 просмотр, поэтому, его нужно пересматривать снова и снова, ведь с каждым разом Вы сможете найти в нем что-то новое.
Но, не смотря на всю его научную составляющую или шикарный визуальный фон, на первый план выходят отношение отца и ребенка. Самым главным в ленте остается именно внутренний конфликт Купера, находящегося так далеко, но думающего лишь о своем ребенке. Это главная мысль картины. И не важно, что происходит вокруг или где находится главный герой, важны лишь родные люди, которые всегда будут рядом даже если они находятся в миллионах километрах от тебя.