В этом посте я соберу вместе кусочки из опубликованных интервью с закройщиками и портными мужских костюмов из знаменитых старинных домов, расположенных на Сэвил Роу, пользующихся огромным авторитетом и носителей огромного опыта.
Итак, вот как рождается костюм bespoke.
Первый этап - беседа клиента и закройщика. Обсуждается крой, детали костюма, закройщик деликатно предлагает клиенту выбор ткани. Детали очень важны. Например, если клиент скажет, что он намерен использовать подтяжки для брюк, то внешняя сторона брючин должна быть длиннее, чем при использовании ремня.
Следующий этап - снятие мерок. Тут опытные закройщики тоже стараются быть деликатными. Так, закройщик Gieves&Hawkes Питер Смит использует систему тайных знаков для обозначения физических недостатков клиента. У него есть буквенно-цифровые коды, например, "выпяченный живот", "опущенное левое плечо" или "изгиб 1,2 или 3 степени".
Для брюк снимается минимум пять мерок. И тот же Питер Смит говорит, что он особенно деликатен в тех местах, которые могут смутить клиента. Хы.
После снятия мерок закройщик вычерчивает на коричневой бумаге детали пиджака, жилета и брюк. Тут используется сложнейшая система подсчета , а главное - тот самый опыт и чутье, за которые мы платим, чтобы получить счастье.
Потом вычерченные части костюма вырезаются ножницами и шаблоны мелком переносятся на ткань. Тут важнейший момент - точнейшая подгонка ткани под будущие швы.
Дальше закройщик руками, ножницами вырезает куски ткани.
Эти куски отправляются трем разным портным, потому что на Сэвил Роу традиционно отдельные люди шьют пиджаки, отдельные жилеты и отдельные - брюки.
Эти портные сшивают ткань простой белой ниткой для первой примерки.
Первая примерка может пройти через пару дней, но в престижных домах очередь такова, что ждать приходится и несколько недель.
Первая примерка - окончательная подгонка и уточнение. Клиент впервые видит , как выбранная им ткань приобретает очертания костюма. И уже кайфует.
После первой примерки костюм опять разбирается и отправляется к разным мастерам для уточненного сшивания.
Подкладка. Подкладочная ткань, фетр или конский волос крепятся ручными мелкими стежками в огромном количестве. И тут, на мой взгляд, главное преимущество bespoke. Дело в том, что при массовом изготовлении подкладка просто приклеивается к костюму , результат чего мы видим на себе чаще всего - все топорщится как попало. Пришитое мелкими стежками облегает тело точно и при любых изгибах.
В процессе шитья портной все время подпаривает утюгом ткань и швы. Это дает возможность изогнуть ткань и подкладку в нужных местах по фигуре и плотнее прошить швы.
Всего примерок бывает три. Но при повторном обращении для клиента будет достаточно посетить мастерскую лишь один раз.
Следующая стадия - обработка метель для пуговиц шелковой нитью. Очень трудоемкий и длительный процесс, занимает до нескольких часов. Кстати, на весь костюм полностью уходит примерно 40 часов работы.
Последним над костюмом работает гладильщик. Придает костюму окончательную форму. Фирма, кстати, рекомендует отдавать костюм гладить после сильного сминания только этим профессионалам.
Третья примерка - ну в принципе, это уже все, счастливый клиент после нескольких недель или месяцев ожидания уходит из мастерской. Хотя, конечно, можно что-то и подправить. Если взять женщину с собой, то она обязательно найдет, до чего докопаться.
Кстати, в одной из лучших компаний Anderson&Sheppard сказали, что если костюм на улице выглядит как новенький, то портной не справился с работой. Костюм должен выглядеть как абсолютно естественная составляющая внешности человека.
Вот так.