Найти в Дзене

Нарушение прав человека в Китае

В любой стране мира на протяжении всей истории существования отдельно взятого государства нарушались и нарушаются права человека. В большей или меньшей степени. Однако, чем больше общество осознаёт ценность жизни отдельно взятого человека, тем оно демократичнее и более уважительно относится к личности. Человек побывал в глубинах океана, покорил небесные просторы, побывал в космосе. Такие достижения казались просто немыслимыми в античности и средних веках, которые не случайно называют «тёмными». Однако, в современном мире до сих существует античная работорговля, средневековое невежество, государственная диктатура и охота за инакомыслящими. Политическая раздробленность, клановая борьба и экономическая отсталость положили конец династии Цин и китайской монархии в целом. Гоминьдан, образовавшийся после Синьхайской революции, первоначально ориентировался на концепцию, которая была похожа на федерализм США, однако в ходе сближения с СССР был взят курс на монопартийность и централизацию г

В любой стране мира на протяжении всей истории существования отдельно взятого государства нарушались и нарушаются права человека. В большей или меньшей степени. Однако, чем больше общество осознаёт ценность жизни отдельно взятого человека, тем оно демократичнее и более уважительно относится к личности. Человек побывал в глубинах океана, покорил небесные просторы, побывал в космосе. Такие достижения казались просто немыслимыми в античности и средних веках, которые не случайно называют «тёмными». Однако, в современном мире до сих существует античная работорговля, средневековое невежество, государственная диктатура и охота за инакомыслящими.

Политическая раздробленность, клановая борьба и экономическая отсталость положили конец династии Цин и китайской монархии в целом. Гоминьдан, образовавшийся после Синьхайской революции, первоначально ориентировался на концепцию, которая была похожа на федерализм США, однако в ходе сближения с СССР был взят курс на монопартийность и централизацию государства.

Невиданная коррупция в период правления Чан Кайши и преобладание общественных интересов над личностными способствовали поражению Гоминьдана в борьбе с КПК, пришедшей у власти в 1949 году. Простой народ надеялся на перемены к лучшему и расширению своих прав, поскольку в 1948 году Китай подписал Всеобщую декларацию прав человека.

Но, как и в древней китайской «Притче о Драконе», когда каждый воин-победитель Дракона становился преемником прежнего, превратившись от алчности в нового Дракона, новое руководство страны не собиралось вводить кардинальных перемен. Действующая Конституция КНР (1984 года - с поправками, принятыми в 2004 году), формально декларирует большой объём гражданских прав и свобод, однако, на практике они зачастую не соблюдаются. Так, всего через пять лет после принятия нынешней Конституции, в Китае были жёстко подавлены студенческие выступления на площади Тяньаньмэнь. Забавно и одновременно грустно, что на родине таких выдающихся философов как Лао-цзы, Конфуция, Мо-цзы, Ян Сюна и многих других, свободомыслие рассматривается как угроза государственному строю.

Несмотря на то, что избирательное право соблюдается, выборы являются безальтернативными – как говорят в России, «выборы без выбора». По-прежнему распространена «карательная психиатрия», интернет жестко цензурируется, «Великий китайский файервол» способствует фильтрации запросов в поисковых системах, не позволяя объективно отражать события или узнавать о чём-то, что выставляет чиновников и государство в неприглядном свете. Косвенно нарушаются даже права туристов преподнесением им недостоверной информации. А правдивые источники запрещаются к изданию (например, путеводитель по КНР LP, указавший «недостоверную» информацию про Тайвань). Всё это напоминает антиутопическое государство из романа Джорджа Оруэлла «1984», где министерство Правды переписывало историю в выгодном для себя свете. Согласно докладу за 2019 год «О состоянии свободы в мире» международной правозащитной организации «Freedom House» [1], по уровню обеспечения политических и гражданских свобод Китай находится на 144 месте из 158.

«Точка зрения зависит от места сидения» - говорили древние. Опасения Китая относительно «исламской угрозы» (т.е. возможного появления радикальных исламистов) понятны, однако, это не даёт права нарушать права национальных меньшинств. Тем более, что на данный момент для улучшения этой ситуации в КНР не принимается никаких мер. Ведь ислам не представляет опасность, когда население высокообразованно и многонационально. Примером тому может служить противопоставление менее образованных и развитых регионов с более развитыми: Ирана и Турции или в отдельно взятом государстве (РФ) – Чеченской республики и Республики Татарстан.

Вера в улучшение ситуации с соблюдением прав человека в Китае на первый взгляд выглядит зыбкой. Казалось бы, что ещё совсем недавно КНР заключил под арест выдающегося литератора и правозащитника Лю Сяобо (劉曉波, 1955 – 2017), чем существенно огорчил мировую общественность. Однако, если учесть, что в управлении страной Китай часто оглядывался на СССР, при том, что компартия пришла к власти на 30 лет позже, то репрессии против нобелевского лауреата можно вполне сравнить с преследованием советских диссидентов в 70-е годы. СССР уже не существует несколько десятилетий и теперь Китаю невозможно оглядываться на соседа.

Учитывая тридцатилетнюю разницу, хочется верить, что в недлёком будущем на материковой части КНР появится некоторая аналогия советской гласности, а государство развернётся лицом к личности.

Несмотря на множественные нарушения прав и свобод человек в Китае, ситуация медленно, но верно налаживается – так, в 2015 году КПК отменила установленное в 70-х годах XX века правило «одна семья – один ребёнок» [2], позволив семьям иметь до двух детей.

Источники:

1) https://freedomhouse.org/sites/default/files/Feb2019_FH_FITW_2019_Report_ForWeb-compressed.pdf

2) https://rg.ru/2015/10/30/kitai.html