Доброго здравия друзья! Сегодня снова наш виртуальный путь лежит в город Яролавль. Предлагаю прогуляться по его достопримечательностям.
Церковь Иоанна Златоуста построена в 1649—1654 годах на средства купцов Неждановских.
Южнее ее находится Владимирская церковь (1669 год). Между ними, немного западнее, стоит необычайно стройная восьмигранная шатровая колокольня — ярославская «свеча» (70 годы XVII века). Высота ее 37 метров.
Колокольня и обе церкви, обнесенные оградой с ярусными воротами, представляют исключительный по совершенству ансамбль, который композиционно объединяется колокольней, стоящей на одной прямой с воротами.
Церковь Иоанна Златоуста — самый живописный памятник церковного зодчества в Ярославле. Силуэт его производит незабываемое впечатление, особенно к вечеру, когда смотришь на него со Стрелки.
Такое впечатление ничуть не ослабевает и в непосредственной близости к памятнику. Наше внимание привлекают формы островерхих крылец с резными гирьками на арках, низкие галереи на пузатых столбиках, красочные пятна изразцовой отделки и, наконец, великолепный изразцовый наличник алтарного окна (высота наличника 5 метров, ширина — 2 метра).
Шатры боковых приделов и высокие крыши крылец усиливают устремление кверху огромных шаровидных глав. Этот памятник является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.
Не удивительно, что почти весь дальнейший путь ярославской культовой архитектуры был развитием идей, заложенных зодчими этого замечательного сооружения.
Характерные черты его: полная симметрия как плана, так и всех объемов, большие размеры глав, преобладание их высоты над основным кубом и исключительная прорисовка деталей.
Памятник создавался не сразу. Крыльца и наличник поставлены, по всей вероятности, в самом конце XVII века, то есть спустя сорок-пятьдесят лет после того, как была заложена основная церковь.
В разное время создается изразцовое убранство углов, заделываются арки галерей. Церковь Иоанна Златоуста является памятником коллективного творчества.
Последующие зодчие мастерски дополняли творение основоположника, имя которого, к сожалению, остается пока неизвестным. Церковь расписана ярославскими мастерами во главе с Алексеем Ивановым в 1732— 1733 годах.
В росписях на сводах и в верхних ярусах очень интересны композиции на евангельские темы, отличающиеся изяществом рисунка и нежностью красок. Написаны они, очевидно, самим Алексеем Ивановым—художником высокой одаренности.
Замечателен резной иконостас и прекрасные по исполнению иконы XVII века. Особой топкостью миниатюрного письма выделяется икона «Богоматери на престоле».
ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА (Первомайская улица, д. 67)
Постройка церкви начата в 1657 году, окончена в 1680 году. В ней слиты типические черты ярославских культовых памятников первого периода (придел, галереи, крыльцо) и более поздней эпохи (большие удлиненные окна, пояс из килеобразных арочек вместо закомарных арок, изразцовая отделка крыльца, четырехскатная крыша).
Колокольня — 1680 годов. Очень высокий подклет церкви, служивший складом для товаров, объясняется местоположением памятника на берегу Которосли около пристаней, неподалеку от Торговой площади.
Церковь расписана в 1731 году ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. Стенопись замечательна как яркий образец декоративно-повествовательного направления ярославских росписей.
Стены и столпы разбиты на 9 ярусов с мелкофигурными композициями лубочного характера. Роспись производит впечатление веселого, красочного и в то же время достаточно мягкого и теплого по тонам ковра, равномерно покрывающего собой все стены, своды, столпы и оконные откосы храма.
Интересно, что фигуры, написанные до пояса на стене, художник продолжает на подоконнике, а начатые в своде окна — завершает на стене. Вся роспись полна подкупающей непосредственности.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО (Улица Чайковского, д. 1)
Строилась с 1665 по 1672 год на средства ярославских купцов Лузина, Лемина и других. По своим формам и общему силуэту является подражанием архитектуре церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но неизвестный нам зодчий не уловил ту исключительную слитность и целостность всех частей, которыми отличается прототип.
Галереи, окружающие церковь, были сделаны не открытыми, а с окнами, которые можно было закрывать внутренними ставнями. В ширинки галерей вставлены поливные зеленые изразцы, соответствующие дате основания церкви.
Памятник знаменит изразцовыми наличниками алтарных окон, сделанными несколько позднее, чем была построена сама церковь, и особенно богатейшей изразцовой отделкой входного притвора, пристроенного к церкви еще позже —в 90 годах XVII столетия, когда увлечение изразцами в Ярославле стало всеобщим.
В 1673 году внутренность церкви была расписана артелью ярославских мастеров с участием нескольких костромичей во главе с Гурием Никитиным.
Рука Гурия Никитина чувствуется в росписи алтарей и в композиции «Страшного суда», занимающей всю западную стену. Алтарные композиции «Пилат выводит Христа народу», «Пилат умывает руки» и «Несение креста» полны бурной динамики и напряженного драматизма.
Теми же качествами отличается и композиция «Страшного суда», особенно ее левая часть с изображениями грешников. Среди последних интересны «немцы» в европейских костюмах того времени и персы в чалмах и полосатых халатах, изображенные в живых позах, полных трагизма.
Своды, северная и южная стены с «Житием и чудесами Николая Чудотворца» и изображениями вселенских соборов расписывались ярославскими мастерами.
Они же выполняли и замечательно приятную по чистоте и гармонии красок роспись южной паперти па библейские сюжеты, а также артистически выполненную роспись западного крыльца с сюжетами «апокалипсиса». Роспись церкви богата разнообразными орнаментами.