Найти в Дзене
Домашний турист

Языческий храм Солнца

Воротнаванк. Развалины Воротнаванк. Надгробная плита комплекса. X—XIII вв.

Источник фото

Серая асфальтовая перевязь дороги скрепляет окраины современного Еревана — кварталы новостроек Норка с Арменией языческих времен. Солнечная Армения. Мы не задумываясь произносим эти привычные, стереотипные слова, не вникая в суть того, как много значит солнце для маленькой горной страны.

Сияющее светило присутствует здесь во всем — и в янтарных гроздьях, под которыми изнемогают виноградники, и в золотой ноше садов, возникающих на вашем пути у села Джрвеж, и в причудливых красках пустынных предгорий Гегамского хребта, и в яркой, сочной зелени, скрывающей села Вохчаберд и Ацаван.

Задержитесь на минуту у каменной арки родника-памятника Р. Иераеляна поэту Егише Чаренцу.

-2

Источник фото

Отсюда, с Вохчабердского водораздела, открывается замечательный вид на Араратскую долину и снежные вершины Масиса. Глядишь и не можешь наглядеться на пестрое лоскутное одеяло земли, где соседствуют черный бархат пашен с огненно-рыжим шелком колосьев, золотистый флер склонов с тяжелым зеленым сукном леса и ослепительно белым атласом вершин.

Как будто въезжаешь в сказочное царство света, где оживают древние легенды и стародавние истории выглядят явью. Не верится, что отсюда меньше тридцати, километров до столицы республики, потому что перед вами вдруг возникает крепость — крепость, которой более тысячи лет.

-3

Источник фото

Единственные ворота узки — едва уместится колесница. А вокруг — остатки мощной оборонительной стены. Холодно поблескивают голубовато-серые базальтовые глыбы, недвижно застывшие каменные стражи царской твердыни.

Они стоят, как стояли почти две тысячи лет назад, окутываемые пылью, бьющей из-под колесниц Митридатова войска. Армения в то время находилась под властью Римской империи, как повествует нам об этом римский историк Тацит.

Митридат — брат грузинского царя Фарасмана, — будучи возведенным на царский престол, стал опасным для Римской империи. Он лишился поддержки Рима, который, поощряя междоусобицу среди правителей Армении, не препятствовал притязаниям нового кандидата в цари — племянника Митридата, Радамиста.

-4

Источник фото

Последний организовал заговор против своего дяди и вынудил бежать ««сговорчивого родственника в Гарни. Радамист осадил крепость. Потянулись томительные дни ожидания. Крепость оказалась неприступной.

В самом деле, расположена она была на треугольном мысу, острый южный конец которого представлял собой отвесную трехсотметровую скалу. С двух сторон к ущелью реки Азат шли крутые обрывы, образуя естественную защиту.

Скалу как бы продолжала крепостная стена в двадцать шесть метров высоты, ограничивая территорию в три с половиной гектара. Это была грандиозная оборонительная система, имевшая внешне странную форму вогнутой внутрь дуги.

-5

Источник фото

Четырнадцать выступающих вперед прямоугольных башен делили стену на отдельные участки обороны. В самом уязвимом месте башни, возведенные из глыб весом от полутора до десяти тонн каждая, оказались отнесенными назад, создав таким образом хорошую ловушку для противника.

Естественно, что Радамист не мог надеяться на взятие крепости. Он рассудил иначе, подкупив префекта Целия Поллиона. Корыстолюбивый римлянин убедил Митридата открыть ворота и выйти якобы на мирные переговоры с Радамистом.

За свою доверчивость к иноземцам армянский царь и поплатился. Он был схвачен и умерщвлен. А крепость осталась стоять, как стояла. Впрочем, позднее — лет через двадцать с лишним — ее, вероятно, частично разрушили римляне, потом перестраивали и не раз укрепляли.

-6

Источник фото

Археологические раскопки, начатые в Гарни с 1949 года экспедицией Академии наук Армянской ССР под руководством доктора исторических наук Б. Аракеляна, вскрыли пять строительных периодов в совершенствовании оборонительной системы.

Если поначалу гладкотесаные базальтовые глыбы скреплялись железными скобами со свинцовой заливкой отверстий, в которые они вставлялись, то позднее стены перестраивали, применяя новый, характерный для IV века метод: мелкие плиты связывали раствором, камень играл лишь роль облицовки.

Однако вернемся к Радамисту, счастье победы которому пришлось переживать недолго. Парфянский царь Ва-ларш III, а Парфия соперничала в могуществе с Римской империей, изгнал Радамиста и посадил на армянский престол Трдата I.

-7

Источник фото

Не стерпев обиды, римляне двинули свои войска в Араратскую долину, и в 59 году нашей эры Корбулон разгромил столицу Армении Арташат и заодно, очевидно, и Гарни.

Трдат I снова собрал войско и неожиданно нанес поражение непобедимому римскому полководцу у Рандеи. Но правитель Армении понимал, сколь непрочной была эта победа, и жаждал мира со своим куда более сильным противником.

Нерон предложил Трдату принять корону Армении из его рук, приехать, так сказать, на поклон в Рим. И новоявленный победитель, не кичась, решил отправиться в путь. Это была пышная поездка, дорого стоящая Риму.

Она длилась девять месяцев. Трдата сопровождали семья и многочисленные родственники. Свита состояла из трех тысяч человек. Триумфальное шествие, правда, едва не кончилось скандалом, потому что Трдат отказался, вопреки придворному этикету, снять меч в присутствии императора.

-8

Источник фото

Но он весьма смиренно и почтительно приветствовал Нерона, и торжество в честь гордого повелителя Армении состоялось. Празднества завершились тем, что Нерон предложил Трдату 150 миллионов динаров (около 20 миллионов золотом) на восстановление Арташата, а заодно дал согласие и на то, чтобы коронованный им царь увез в Армению зодчих и мастеров.

Вернувшись на родину, Трдат занялся строительными работами в Гарни. Более полустолетия спорят ученые о величественном храме Солнца, который и сейчас поражает своим изяществом, хотя сильно разрушен. Когда и кем он построен? Каково истинное назначение здания?

Все части памятника целы. Они лежат тут же среди кустарника и травы — камни из стен, куски колонн и карнизов, капители. Это позволило профессору Н. Буниатову составить полную его реконструкцию в начале 1930-х годов.

-9

Источник фото

А открыли храм Солнца в 1909—1911 годах Н. Марр и Я. Смирнов. Торжественный марш лестницы вскинут в небо, по высоким ступеням не побежишь. Они требуют шага медленного, величавого, а подсчитаешь ступени и удивишься — всего-то их девять.

Великий секрет — умение «подать» здание, и древние архитекторы отлично владели им. Храм Солнца господствует над окружающей территорией и крепостными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая пропорциональностью и гармонией всех своих частей.

Храм имел богатую архитектурную отделку. Дверной проем украшал резной наличник, карнизы боковых фасадов — львиные головы. Разбросанные вокруг массивного фундамента обломки покрыты замечательной резьбой.

-10

Источник фото

И вряд ли можно согласиться с теми исследователями, которые приписывали ее мастерству завезенных из Рима зодчих. Ведь традиции обработки твердого базальта восходят еще к урартским временам, а римляне привыкли иметь дело с другим материалом — мрамором.

К тому же орнаментика Гарни пронизана чисто местными мотивами. Тем не менее в архитектуре храма проглядываются италийские черты, поскольку Армения находилась в тесных взаимоотношениях с Римской империей.

Естественно, что местные камнерезы, восприняв эллинскую культуру, интерпретировали ее по-своему, в духе своего народа. Напоминая памятники эллинизма в Малой Азии и Сирии, Гарни все же остается непревзойденным образцом армянской монументальной архитектуры языческих времен.

-11

Источник фото

На стилобате храма зияют повторяющиеся через равные промежутки выбоины — как и крепостные стены, здание было сложено из серых базальтовых квадрсю, соединенных бронзовыми скрепами, залитыми свинцом.

В одну из последующих войн острая потребность вынудила осажденных защитников крепости пустить эти скобы на отливку пуль. По обеим сторонам лестницы, ведущей к главному, северному, входу, имеются плиты, украшенные барельефами: склонившись на одно колено, стоят, воздевши руки к небу, атланты.

Однако по замыслу архитектора им нечего было поддерживать, разве что расположенные сверху жертвенники с огнем. Ученые связывают эти изображения с назначением храма. Ведь, по преданиям, атланты поддерживали небосвод с верховным божеством — солнцем.

-12

Источник фото

А само светило в виде идола помещалось в зале. Может быть, там была статуя обожествленного римского императора Траяна, а может быть, и две скульптуры. Мы получили лишь косвенные свидетельства этому от своих предков.

Так, например, известно из письма брата Трдата к Нерону, что правитель Армении задерживается с поездкой в Рим по своим жреческим обязанностям. А Трдат был солнцепоклонником, почитая выше всех прочих богов Арега-Михра-Гелиос.

Этот культ служил средством поддержания государственной централизованной власти монарха. Поэтому вполне вероятно, что, вернувшись из Рима, Трдат не только восстанавливал столицу Армении Арташат и свою загородную резиденцию, но и возвел гарнийский храм для обслуживания приезжавшей туда на лето семьи.

-13

Источник фото

К тому же в это время было модно отождествлять царскую династию с божественной. Язычники, таким образом, преклонялись перед своим обожаемым правителем, как перед богом.

О своих строительных деяниях Трдат постарался сообщить потомкам, выбив около входа на одной из плит стены соответствующий манифест.

Он был обнаружен лишь летом 1945 года, когда известный художник М. Сарьян и его спутник Ц. Давтян на окраине селения неожиданно нашли среди кладбищенских надгробий камень с надписью, датируемой одиннадцатым годом правления Трдата.

-14

Источник фото

Концы восьми строк в правой части оказались отбитыми, но камень явно был из крепостной стены.