Недаром десятый султан Османский империи получил имя мудрейшего из пророков древности.
Библейский Соломон сказал: «Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Прит. 12:15).
Маменькин сынок
Шехзаде Сулейман воспитывался в женской среде. Выживших братьев у него не было.
Могущественный отец вряд ли уделял сыну достаточно времени. Слишком уж он был озабочен процессом удержания власти.
До такой степени, что чуть было не истребил своего единственного наследника, отправив ему на праздник зловещий подарочек – отравленный кафтан.
Зато сестер у принца было в преизбытке.
И мама, хотя и не на всё способная (ни кормить младенца, ни ухаживать за ним она была не в состоянии) представляла для него высший авторитет.
И, конечно же, он не мог не уважать, не ценить и не любить своих ближайших служанок, отчасти выполнявших материнские обязанности: кормилицу и няньку. Почтение к ним он пронесёт через всю жизнь.
Так в самом сердце государства, в котором женщина ни во что не ставилась, под сенью махрового патриархата, будущий мудрец на троне проникался интересом и доверием к женскому полу.
А как было иначе – ведь будущая Валиде, показав свою ловкость, чуткость и проницательность, фактически спасла ему жизнь!
Муж своей жены
«Подкаблучником» принято называть мужчину, действующего по воле жены. Таким султан Сулейман и был. Мало того, он всячески это подчеркивал, поднимая тем самым авторитет Хюррем и демонстрируя свою мудрость.
Какая же в этом мудрость?
А такая, что при всей своей мужественности и даже некоторой брутальности, Сулейман не обладал теми качествами, которые присущи женщине: ловкостью, чуткостью и проницательностью. Это в его юности мама ему убедительно доказала.
Не пренебрегая мнением жены, а наоборот, прислушиваясь к нему, султан получал этакий «стерео-обзор» событий – то есть взгляды с разных точек зрения, с разных позиций.
Такой подход обеспечивал ему возможность выбирать мудрейшее, справедливое решение. Разумеется, «справедливое» для того исторического момента и для той системы мировоззрения.
Хюррем помогала ему как в земных делах: семейных, хозяйственных, нрсударственных, - так в и личном росте и становлении.
Султан Сулейман благодаря жене изменял мнение о женщинах вообще, что вело к пересмотру диких устоев как султанского гарема, так и страны в целом.
И если он временами бунтовал против её тотальной власти, своевольничал и дразнил её, то потом сам же страдал от «непослушания».
Тут дело ещё и в его натуре. Ведь это абсурд – в недрах османского гарема родился однолюб!
Но что он твердо понимал и всем показывал (умные да поймут!) – «слушаясь» своей жены, он утверждал СВОЮ силу.
Госпожа Солнца, Луны и Султана
Вглядываться и вслушиваться в явление Женщины (помните, он и аромат её воспевал), исполнять её прихоти, служить ей, поклоняться ей ювелиру и поэту Сулейману было всласть.
И если маме положено дерзить, жене принято изменять, то с дочерью проявить свое обожание и насладиться им ничто не мешало!
Султан благоговел перед Михримах.
Она и заслуживала того!
Её целиком «слепила» для отца Хюррем. Проконтролировала блестящее образование дочери; передала ей наследственный ум, наблюдательность и психологическую чуткость; пресекла театральное злоупотребление детскими капризами – заменила их преданной почтительностью к отцу.
Хюррем ещё при жизни приобщила Михримах к управлению благотворительными фондами, дипломатическим актам и государственной переписке.
Она оставила после себя достойную преемницу.
А отцу – любимую государственную советницу.
Как и мать в прошлом, теперь Михримах писала султану о делах в стране во время его отсутствия. Она принимала послов, налаживала обмен информацией с разными странами.
В некотором смысле отношения отца с дочерью в этой монаршей семье можно назвать партнерскими.
Но главное, что такие доверительные отношения приносили истинное удовольствие им обоим.
Они были счастливы друг с другом.