Человек изобретал и будет изобретать всегда. Но насколько полезными вещами занимаются изобретатели? Иной раз, окидывая взором человеческую деятельность на этом поприще за последние десятилетия, возникает ощущение разочарования.
И действительно – кажется, будто бы лучшие умы нашей планеты только и заняты тем, что придумывают новейшие смертоносные виды оружия; лезут из кожи вон, чтобы создать роботов-солдат; в лучшем случае – занимаются поиском новых способов создания криптовалют.
Конечно, вышеперечисленные виды активности, на которые тратятся невообразимые ресурсы, сопоставимые с бюджетами многих стран, имеют право на жизнь. Но в чем социальная ценность подобных изобретений? В чем благая цель?
Однако не спешите терять веру в человечество! Предлагаем вашему вниманию три изобретения, которые, хоть и не сделали своих изобретателей сказочно богатыми и знаменитыми, помогли сделать этот мир лучше и чуточку добрее.
Хвостовой протез для дельфина
Для самки дельфина по кличке Винтер (то есть Зима) жизнь с детства оказалась не сахар. Когда ей было всего около трех месяцев, она запуталась в сетях для ловли крабов. Из ловушки ее вызволили рыбаки, которые и прозвали дельфина Винтер (это произошло в зимний период).
Винтер была определена в морской ветеринарный госпиталь для спасенных морских животных. Однако было поздно – сети нарушили циркуляцию крови в хвостовом отделе, из-за чего Винтер потеряла не только хвостовой плавник, но и два позвонка.
Обычно это смертельная травма для любого дельфина. Однако Винтер не только выходили в новом доме-аквариуме, но и научили заново плавать, несмотря на отсутствие хвостовых плавников. При этом дельфину необходимо было освоить новые остатком хвоста – в стороны, как у акулы, в отличие от более привычного ее виду движения вверх-вниз.
Однако неестественные движения ухудшили здоровье Винтер, так как у нее начал развиваться сколиоз. Историю дельфина-инвалида услышал по радио специалист одной американской ортопедической клиники, протезист по имени Кевин Кэрролл.
Кевину удалось заинтересовать судьбой дельфина и своего коллегу, протезиста по имени Дэн Стрземпка (который, кстати, сам пережил в свое время ампутацию конечности). Мужчины предложили свою бесплатную помощь в деле создания хвостового протеза для Винтер.
Изначально работники морского аквариума отнеслись с недоверием к инициативе мужчин, однако позже приняли их в свою команду. Протезистов познакомили также с командой тренеров, которые заново научили Винтер плавать.
Перепробовав несколько вариантов, специалисты разработали наиболее подходящий протез для Винтер – новый искусственный хвост, изготовленным из силикона и пластмассы. Также, для смягчения трения, которое возникало при контакте протеза с телом дельфина, был разработан специальный гель.
Это изобретение помогло не только дельфину: все случившееся подтолкнуло американского режиссера Чарльза Мартина Смита снять фильм "История дельфина". Это кино в свою очередь воодушевило многих инвалидов по всему миру (включая детей).
Спасители дельфина Кевин Кэрролл и Дэн Стрземпка продолжили свою деятельность в ортопедической клинике. А вот разработанный специально для протеза Винтер гель стали использовать для своих протезов люди по всему миру.
Ложка для людей с тремором конечностей
Работая над своей диссертацией, инженер Анупам Патак параллельно сотрудничал с Военной исследовательской лабораторией Соединенных Штатов Америки. Он искал способы устранения дрожания оружия в руках бегущих солдат.
Патаку удалось создать небольших размеров техническое приспособление, которое гасило вибрацию при движении. Однако инженер пришел к мысли, что его изобретение может иметь потенциальную пользу и для другой группы людей – пациентов, страдающих от болезни Паркинсона, у которых наблюдается тремор конечностей.
Для таких людей даже простой процесс принятия пищи является огромной проблемой: у них так дрожат руки, что они не могут даже ложку поднести ко рту, чтобы не расплескать или не разбросать ее содержимое.
Патак доработал свое изобретение и вскоре на рынке появилась его технология для изготовления специальных ложек, которые можно было использовать при треморе рук. Теперь у пациентов с тяжелыми симптомами болезни Паркинсона появилась возможность принимать пищу самостоятельно.
В продаже появились "умные" ложки Liftware Steady, которые используют технологию гашения дрожания рук Патака. Такие ложки позволяют гасить до 70-ти процентов колебаний, позволяя большинству людей с тремором рук без особых проблем принимать пищу.
Технологию эту выкупила компания Google, которой удалось даже снизить центу на готовую продукцию. Кроме того, компания создала второй продукт – ложку Liftware Level, которая позволяет принимать пищу людям с ограниченной подвижностью рук и кистей.
Работает это таким образом, что сама лопатка ложки постоянно сохраняет горизонтальное положение (конечно, едой вверх) вне зависимости от того, насколько непредсказуемыми могут быть движения рук человека.
Огромную пользу от данного изобретения уже оценили тысячи людей по всему миру, страдающих от различных заболеваний. Теперь эти люди могут самостоятельно питаться, не стесняются своих недугов, чувствуют себя увереннее и получают удовольствие от еды.
Железнодорожные туннели для черепах
Чего следует ждать, если маршрут японского высокоскоростного поезда пересечется с маршрутом медленно ползущей черепахи? До недавнего момента – ничего хорошего ни для черепахи, ни для поезда.
Недалеко от японского города Кобе, расположенного у побережья на острове Хонсю, черепахи, пересекавшие железнодорожные пути, иногда оказывались в ловушке между рельсами, будучи не в состоянии выбраться самостоятельно.
Они могли ползать между шпалами, пока их не переедет поезд, либо пока они не попадали в стрелочный перевод на стыке железнодорожных путей, где также заканчивали свою жизнь, будучи придавленными при переводе стрелок.
Проблемы из-за этого возникали не только у черепах, но и у поездов и пассажиров; известно, что в период с 2012-го по 2013-ый года на вышеупомянутом участке железной дороге из-за черепах произошло 13 сбоев в обслуживании поездов.
Чтобы завершить это "противостояние" черепах против поездов, железнодорожная компания Японии West Japan Railway Co. придумала довольно простое решение, заручившись предварительно поддержкой аквариума Suma Aqualife Park в Кобе.
Инженеры разработали так называемый черепаший туннель, представляющий собой ров с бетонированными стенками, который проходит прямо под остряком стрелочного перевода (где сужающийся рельс прилегает к рамному рельсу).
Если персонал железной дороги обнаруживает во время осмотра попавших в ров черепах, они извлекают их оттуда и передают аквариуму. Сотрудники железнодорожной компании уже отметили эффективность этого решения, рекомендовав его для всех железных дорог, где есть подобная проблема.