Уверен, что каждый если не использовал, то хотя бы слышал в разговорах это известное выражение.
Фамилия Ивана Петровича Кулибина давно стала словом нарицательным. И совершенно заслуженно обрело свою популярность среди наших соотечественников на протяжении уже многих поколений. Но все ли знают какие именно изобретения принесли такую популярность?
Каюсь, сам открываю для себя много новых познаний вместе с вами. Нравится писать. На этот раз хочется привнести дань уважения интереснейшему человеку, который опередил свое время, именно поэтому некоторые его изобретения не были поняты. Общественные условия, господствовавшие тогда в нашей стране, преклонение правящих классов перед всем иностранным, не давали возможности ввести в практику даже наиболее крупные из изобретений, но кое-что безусловно пришлось в пору.
Постараюсь максимально сжать информацию, чтобы не отнимать у вас много времени.
Пару слов упомянем о самом Иване Петровиче. Низкий поклон.
Родился в 1735 году под Нижним Новгородом в семье мелкого торговца. Уже в юношеском возрасте освоил токарное, слесарное и часовое дело.
Человек широких и разносторонних дарований, неутомимый новатор и конструктор, тонкий мастер технического эксперимента. Изобретатель, главное устремление которого направлялось на решение одного из наиболее острых технических вопросов его времени - механизацию водного и сухопутного транспорта, на создание усовершенствованных мостов.
На путь технического творчества его толкало и стремление облегчить тяжкую участь "работных людей" и крепостных крестьян. Но правительственные круги тормозили введение в практику его изобретений.
Демократическая часть русского общества всегда проявляла большой интерес к творчеству Кулибина. О Кулибине довольно много писали при жизни и еще больше после его смерти.
Мосты.
Иван Петрович много трудился над различными мостами деревянными и металлическими, арочными и наплывными, а также была проделана серьезная работа над разводными частями.
Строительство и архитектура.
Много великолепных работ было выполнено по ремонту значимых зданий, в том числе соборов, укреплению и разработке несущих конструкций, ферм (опор крыш). Оснащение зданий и мостов архитектурными изысками того времени.
Водоходные и другие суда.
Разработка лодок, барок и других судов, расчет тоннажа и остойчивости. Проектирование лопастных водяных колес и всевозможных приводов, начиная от канатных, коневодных, заканчивая паровыми.
Также И.П. Кулибиным велась разработка по механической части спуска на воду 130-пушечного корабля "Благодать" 2 августа 1800 года.
Часы.
Множество часов было изготовлено Кулибиным от карманных до напольных, включая и корпус, каков бы он ни был. Причем материал также использован был всевозможный, от дерева благородных пород до золота.
Качество изготовления было отменное, материалы для механизма выбирались толково для увеличения их износоустойчивости.
Безусловно самая известная его работа это яйцевидные карманные часы, выполненные из золота, имеющие при себе механизм, приводящий в действие фигурки, кружащиеся в танце. Другой же механизм выдавал музыкальное сопровождение.
Богатый нижегородский купец Костромин согласился все расходы по изготовлению оригинальных часов взять на себя. Щедрость купца объяснялась просто. Шел слух, что Екатерина II собирается в путешествие по волжским городам. Костромин решил преподнести такие часы императрице и тем заслужить ее расположение и награду.
Разумеется, поддержка купца обрадовала Кулибина. На время он переехал в дом Костромина и с необычайным вдохновением начал нелегкую работу. Часы «видом между гусиным и утиным яйцом» отличались чрезвычайно сложным устройством. Достаточно сказать, что в них насчитывалось около полутысячи деталей, большей частью мелких и мельчайших!
Оптические приборы.
К самым известным изобретениям, пожалуй, сюда можно отнести прожектор с зеркальным отражателем, который при малом освещении простой свечи давал поток направленного света, после чего также появились морские маяки и каретные фонари и начали широко применяться. Принял непосредственное участие в модернизации производства зеркального листового стекла на заводе в Петербурге.
А освоив технику точения и полировки стекол, И.П. Кулибин начал изготовление разных линз, что в дальнейшем позволило изготавливать отечественные телескопы и микроскопы. С помощью этих знаний Иван Петрович открыл для себя новое детище - оптический телеграф!
Фейерверки.
Постройка Кулибиным механических частей и сооружений, оптических установок для устройства фейерверков и иллюминаций.
Подъемные кресла (лифты).
Кулибин также занимался конструированием винтовых подъемных и спускных кресел, в которых можно было бы безопасно поднимать престарелую Екатерину II в верхние этажи Зимнего Дворца.
Протезы.
Первые работы по изготовлению «механической ноги» изобретатель начал в 1791 г. Он изготовил металлический протез артиллерийскому офицеру Непейцыну, лишившемуся ноги при штурме Очакова "хотя одна нога была сделана и не с такими преимуществами, как здесь представляемая, но и на ней, обувшись он в сапоги, на самый первый случай с тростью пошел, садился и вставал, не прикасаясь до нее руками и безо всякой посторонней помощи». Опыт был тем более ободряющим, ампутация ноги у Непейцына была сложной - выше колена. Позднее Кулибин (по не подтвержденным документально данным) изготовил металлический протез одному из братьев Зубовых Валериану, который лишился ноги в 1794 г. Кулибин вскользь упоминает о Зубове в «Описании» (стр. 465). У Зубова нога была ампутирована ниже колена. Следовательно, можно предположить, что Кулибин сконструировал протезы для двух случаев ампутации - голени и бедра. Своими работами Кулибин разрешил ряд вопросов, связанных с конструкцией протезов. Им был изготовлен функционально-косметический протез. Однако и изобретение Кулибина в условиях России конца XVIII в. и начала XIX в. не могло получить широкого применения.
Машины для солеваренного завода.
Уже находясь в преклонном возрасте, Иван Петрович все еще служил на благо людям. Зная о тяжелом труде работников солеваренного завода, он взялся за очередной проект - машина для откачки рассола, "действующую силой лошадей". Пусть он и не уложился в намеченные сроки, но машину все же сконструировал.
Музыкальные инструменты.
Поразительно, но Иван Петрович приложил ум, сердце и руку еще и к сотворению музыкальных инструментов.
Иван Петрович Кулибин прожил интересную и плодотворную жизнь. Его созидательное мышление и изобретения пусть и не всегда, но все же нашли поддержку и применение для Отечества. Он был признанным мастером при Дворе, имел положение. Был освобожден от подушной подати вместе с сыном. В пожилом возрасте получил отставку и вернулся из Петербурга в родные места, где до последних дней вынашивал образы новых изобретений, которые приняли на вооружение его собратья по призванию.
Читателям же желаю ясности ума и твердой памяти! Будем помнить о замечательном Человеке Иване Петровиче Кулибине. До скорого!