Человеку свойственно идеализировать прошлое. Раньше, мол, и жилось проще, люди были добрее, а любовь искреннее... Перефразируя классика: "тогда хорошо, когда нас ещё нет". То же самое касается и искусства, а поскольку в наше время самым массовым и универсальным видом искусства является кинематограф, сейчас достаётся именно ему.
Современные фильмы принято ругать за бессодержательность или отсутствие оригинальности, сравнивать (не в их пользу) с классикой итальянского, французского, голливудского или советского кино. Я и сам с трепетом отношусь к картинам Федерико Феллини, Жана-Люка Годара, Орсона Уэллса и Андрея Тарковского. "Сладкая жизнь" и "Зеркало" - безусловные шедевры, но я считаю, что и сейчас регулярно появляются интересные, талантливые, а то и гениальные проекты. Вот несколько соображений, почему, по моему мнению, кинематограф ещё не пережил свой "золотой век".
Дорогие читатели, подписывайтесь на канал, там много интересных материалов о кино и музыке:
zen.yandex.ru/id/5e81e873439e100e52a49773
Связь с эпохой
Согласно учёным-социологам, во второй половине 20-ого века произошёл серьёзный культурный сдвиг. Нравственные идеалы и эстетические каноны, свойственные эпохе модерна, подверглись критике и переосмыслению. Ключевой особенностью нового культурного течения, названного "постмодернизмом", является отказ от постоянного поиска новых форм и идей в пользу интерпретации уже хорошо известных и популярных концепций. Проще говоря, искусство постомодернизма не придумывает ничего принципиально нового, зато отлично переосмысливает старое.
Вероятно, лучше всего определение "искусство постмодерна" подходит именно для кинематографа, который изначально брал лучшие свои сюжеты из книг, театра, народного фольклора и т.д. Не думаю, что такое заимствование - это хорошо или плохо. Я бы сказал, это естественный ход истории, ведь недаром гении Возрождения создавали свои величайшие шедевры,вдохновляясь культурой Античности (да простят меня искусствоведы за такое сравнение). Кроме того, нужно отдать кинематографу должное - в том, как нужно рассказывать и показывать истории, он достиг невероятных высот и с каждым годом совершенствует свои приёмы.
Феномен развлекательного кино
Важное место в обществе всегда занимала культура развлечений. Парки аттракционов, тематические фестивали, компьютерные игры - всё это стало значительной частью жизни современного человека. Кино изначально создавалось с развлекательной целью, взять к примеру "Прибытие поезда" братьев Люмьер или "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса. Из-за несовершенства съёмочной аппаратуры первые фильмы не могли вместить в себя полноценную полуторачасовую историю, поэтому концентрировались на том, чтобы вызвать у зрителей определённую реакцию - удивление, испуг или смех. Позади осталось больше века технического прогресса и развития киноискусства, но фантастика, боевики, фильмы ужасов и комедии до сих пор пользуются огромной популярностью. Вот как относится к современному развлекательному кино Мартин Скорсезе:
Мартин Скорсезе о развлекательном кино
Картины Скорсезе - это моя отдельная любимая тема для разговора; с его "Таксиста" для меня по сути началось знакомство с серьезным авторским кино. Именно поэтому в полемике, которая разразилась после публикации этого видео, я скорее на стороне режиссёра.
Я согласен с тем, что современные блокбастеры - это в большей степени аттракционы, чем кино. Однако, у этой медали есть и другая сторона. Для того, чтобы регулярно создавать качественные развлекательные фильмы, нужно постоянно совершенствовать кино-технику, спецэффекты, моушн-анимацию и т.д.
"Акула по-прежнему ненастоящая..." ("Назад в будущее 2")
Таким образом, "аттракционы" двигают всю индустрию вперёд. Кроме того, я считаю, что те же кинокомиксы от Марвел не так просты, как кажется. На мой взгляд, они являются своеобразным переосмыслением античного эпоса и средневековых легенд, но это уже тема для отдельной статьи...
Кино Vs сериалы?
Начало 21-ого века стало временем активного развития телевидения. Формат многосерийного шоу позволяет создателям внимательнее отнестись к деталям сюжета и лучше раскрыть персонажей. С появлением стриминговых сервисов (Netflix, Amazon, Hulu), развитием гигантов кабельного телевидения (Hbo, Amc, Showtime) и возвращением к популярной в 1980-ые годы модели мини-сериала, стало возможным создание действительно креативных проектов. Выдающиеся кинорежиссёры (Дэвид Финчер, Стивен Содерберг, Паоло Соррентино) воплощают в многосерийном формате свои самые смелые идеи, а знаменитые актёры рады принять в этом участие. Всё это стремительно повышает художественный уровень контента, производимого телевидением и стримингами.
Опенинг сериала "Настоящий детектив (1 сезон)
Сейчас, в 2020 году, отдельные проекты Netflix и Hbo могут на равных потягаться с картинами крупных киностудий. Я думаю, что современные сериалы - это следующая эволюционная ступень кинематографа, и если они и представляют опасность для студийного бизнеса, то для самого киноискусства являются шагом вперёд.
Подводя итог, привожу список моих любимых режиссёров и их замечательных проектов, снятых в 21-ом веке:
и многие другие...
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал zen.yandex.ru/id/5e81e873439e100e52a49773
Ставьте лайки, буду особенно рад комментариям:)
В следующих публикациях:
-Немного о фотографии
-Jazz...(Часть 3)
Ознакомьтесь с другими публикациями:
- Размышления о том,что может повлечь за собой карантин:
- Нарратив о красивейших фильмах:
- Статья о талантливых личностях, не доживших до преклонных лет:
- Трансляции каких театров мира можно посмотреть бесплатно во время карантина:
- Бесплатные трансляции из филармоний, музеев и картинных галерей:
- Гении сценарного мастерства:
- История джаза (1 часть):
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/jazzchast-1-5e8a0a4be75b2d4c5c1bde66
- История джаза (2 часть ):
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/jazzchast-2-5e97392de70b7d0a03d377a3
- Витторио Стораро: живой классик кино:
- Музыка на карантине:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e81e873439e100e52a49773/muzyka-na-karantine-5e96202e986c916d56ee9cec