Найти тему
Яндекс Практикум

Из SEO в аналитики данных: «Это будет больно, это будет сложно, но это будет круто»

Оглавление

Руслан связал профессиональную жизнь с интернетом. Работал аккаунт-менеджером, продажником, сделал карьеру в SEO-оптимизации и продвижении сайтов. Достиг всего в профессии, но не знал, куда расти дальше. Какие шансы освоить новую профессию в IT, если высшая математика для тебя — rocket science? Легко ли найти работу без опыта? Какая профессия прокормит семью в любой части света?

Руслан: «Каждый раз, когда демон на левом плече говорил: “Так, братан, всё, сдавайся”. Ангел справа: “Э-э-э! Погодь! Ты, всё-таки, взрослый, школа уже давно позади. Возьми себя в руки и вперёд”»
Руслан: «Каждый раз, когда демон на левом плече говорил: “Так, братан, всё, сдавайся”. Ангел справа: “Э-э-э! Погодь! Ты, всё-таки, взрослый, школа уже давно позади. Возьми себя в руки и вперёд”»

Выучиться на безработного

В школе Руслан мечтал стать психологом: читал книги, ходил на курсы. Но мама не одобряла его выбор: «Хочешь выучиться на безработного?». Она настояла на другой профессии. Руслан называет эту карьеру «безработный номер два»: «Социально-кадровые технологии на предприятиях — пять лет учился на непонятный набор слов». Историю и структуру ООН, философию и психологию подростков изучать было интересно, но на практике эти знания не пригодились. После вуза Руслан полгода выполнял поручения и перекладывал бумажки в детской стоматологии и зарёкся работать по специальности.

Так, спустя почти шесть лет после школы он снова выбирал профессию. Желательно, такую, которая не сделает безработным через десяток лет. Помог случай: подруга предложила продавать рекламу в интернете. Руслан начал связываться с владельцами сайтов и размещать у них рекламу. Он с нежностью вспоминает интернет 2007-го: добрую атмосферу, когда «можно в аське постучаться любому человеку из поиска, и он ответит».

Работать приходилось шесть дней в неделю по двенадцать часов. Денег всё равно выходило мало. Через шесть месяцев Руслан вымотался и ушёл — из компании, но не из интернет-бизнеса. Новая сфера так ему понравилась, что он и не сомневался, где искать новую работу.

Руслан развивался вместе с зарождающимся интернет-маркетингом. Вёл кампании через рекламные кабинеты Яндекса и Google, искал новых клиентов, работал SEO-специалистом и продвигал сайты, анализировал данные и делал отчёты для клиентов агентства, объяснял, почему трафик изменился и как сделать сайт популярным. Карьера шла верной кривой вверх: за восемь лет в SEO-оптимизации Руслан вырос до руководителя отдела по продвижению сайтов.

Вокруг была дружная команда и серьёзные клиенты, но оказалось, что этого мало. Ему стало тесно в SEO. Хотелось автоматически выгружать данные, выявлять закономерности, наглядно презентовать выводы. Но нужных навыков не было, и он не знал, где их получить.

Руслан: «Когда я начинал работать в интернет-маркетинге, я даже не подозревал, что люди продают и зарабатывают при помощи интернета»
Руслан: «Когда я начинал работать в интернет-маркетинге, я даже не подозревал, что люди продают и зарабатывают при помощи интернета»

Метод Руслана

Онлайн-курсы не вызывали доверия. Разве можно получить реальные знания и навыки в интернете? Немного неожиданно слышать такое от человека, который сделал в этом самом интернете карьеру, но именно так Руслан тогда думал. Пока на глаза не попалась статья о новой школе Яндекса. Сработала сила бренда: «Яндекс — это знак качества». «Анализ данных» звучал одновременно загадочно и перспективно, и Руслан записался на курс. Открыл бесплатную часть — и в тридцать лет впервые столкнулся с программированием.

Сейчас он рассказывает об этом с улыбкой, мягко формулируя: «Это оказалось сложнее, чем я предполагал». На самом же деле, если у среднего студента изучение материала занимало две недели, Руслан тратил вдвое больше времени. Первый месяц ушёл только на то, чтобы перестроить логику, чтобы понять основы анализа данных — а заодно прокачать терпение на пути к новой карьере.

У Руслана ещё со школы были проблемы с высшей математикой. Из лучшей гимназии в Севастополе, где школьники ходили в форме и кивали учителю в знак приветствия, Руслану пришлось перейти в «криминальную» школу в Казани. Вкратце он описывает обстановку так: «Можно было спокойно зимой уйти из школы раздетым». Руководство школы с ситуацией ничего не делало, зато учительница по математике постаралась, чтобы дети возненавидели её предмет.

В Практикуме и всплыли последствия такого подхода. Вернись Руслан в прошлое, он бы посоветовал себе тогдашнему учить математику через боль, страх и сложности. Но теперь, чтобы понять теорию, требовались нестандартные методы. Каждое новое знание он объяснял себе на языке образов.

Я представляю автомобиль. HTML — это как машина выглядит, какие у неё двери, окна. CSS — какого цвета каждая деталь. Python — это завод по производству машин.

Примерно 80% информации из курса пришлось переработать в визуальные метафоры. Остальные 20% он принимал как есть и запоминал, полагаясь на проверенный метод зубрёжки. Однако что работало в школе, не годилось в Практикуме. Алгоритм систематически подсовывал задания, в которых Руслан ошибался.

Одна тема из середины курса до меня не доходила, и я понял её только во время диплома, когда тимлид вернул проект с указанием, что я не так посчитал.
Рано или поздно, любая тема доходит, даже если её невозможно переформулировать для себя.

Лето без прогулок

Но визуализация работала только с теорией. Потом Руслан открывал практическую задачу, и тут уже никакая «система образов» не спасала. Даже формулировки задания приводили в ужас. В панике бежал к друзьям из IT, но те тоже недоумевали: «Как это сделать?». Деваться было некуда, и он брался за то, что считал невозможным. Один за другим, у нерешаемых задач начали появляться ответы. Посмотрев на одно из таких решений, двое знакомых сами записались в Практикум.

Постепенно учёба стала чуть проще, но всё равно требовала максимум сил и времени. Вечерами приходилось говорить себе: «Так, братан, на сегодня всё, иди киношку или сериальчик посмотри». Но бросить всё ни разу не хотелось.

Я уже взрослый человек, у меня семья, я понимал, что в какой-то момент окончательно перегорю, и мне нужен запасной аэродром в профессии.

Учился Руслан каждый день после работы и в выходные. Всё лето семья провела дома: пока он занимался, жена приносила чай для придания сил и оставалась рядом, подбадривая мужа, несмотря на отличную солнечную погоду.

Поддержки в студенческом чате тоже было достаточно. Каждый наставник делился опытом и знаниями по аналитике в собственном стиле. Один устраивал «ламповые» онлайн-посиделки в расслабленной дружеской атмосфере, не хватало только кальяна и чая. Другой вёл свои сессии в манере лектора в большой аудитории — Руслан так себе его и представлял. Однако пора было выбираться за пределы комфортного круга близких и единомышленников.

Руслан: «Когда ты знаешь, для чего тебе что-то нужно, легко преодолеть путь»
Руслан: «Когда ты знаешь, для чего тебе что-то нужно, легко преодолеть путь»

Уже не сеошник, ещё не аналитик

Руслан пошёл учиться на анализ данных, толком не представляя, что это такое.

Мне нравится ковыряться, копаться, искать закономерности, штуки, которые выбиваются из общепринятой статистики. Я просто не знал, что это называется анализ данных.

Так любимое дело обрело название. А вместе с ним появились и полезные навыки, необходимые и в работе, и в повседневной жизни. Так, Руслан и раньше знал, что декомпозиция отлично работает не только в анализе данных, но и в любых сложных задачах, когда большая разбивается на маленькие — но именно в Практикуме объяснили, как это делать правильно. Потом научился правильно расставлять приоритеты — и победил растерянность, которая накрывала при виде множества одновременно возникших задач. Теперь ему достаточно пяти-десяти минут, чтобы оценить ситуацию и уверенно двигаться дальше.

Руслан делится, что даже в чтении научно-технических материалов нашёлся свой лайфхак: чтобы лучше разобраться, полезно представлять, с какими данными работали исследователи и как они пришли к выводам.

На вопрос, как изменилось общение с коллегами и друзьями, Руслан, как и многие выпускники Практикума, сразу отвечает: появились новые шутки. Старый навык исследователя в связке с новыми знаниями развернул дружеские разговоры под новым углом.

Друг-маркетолог из компании, которая занимается машинным обучением, рассказывает о дронах, которые автоматически патрулируют территорию, а Руслан у себя в голове выстраивает цепочку связей и догадывается, какие данные компания получает, чтобы создать такие технологии. Знакомые впечатляются и спрашивают совета, несмотря на то, что у Руслана пока нет практического опыта.

Руслан: «Я общался с директором о своих перспективах, и он мне дал карт-бланш»
Руслан: «Я общался с директором о своих перспективах, и он мне дал карт-бланш»

Карт-бланш

В отличие от большинства выпускников, после окончания Практикума Руслан не стал искать новую работу. В его компании никто не анализировал данные клиентов, и директор решил не ждать, пока это отразится на прибыли. Кому поручить развивать это направление, было очевидно. Так Руслан снова стал руководителем, но теперь помощи ждать было не от кого. Директор поддержал временем, деньгами и ресурсами — а дальше сам.

Минус в том, что я сам запускаю это направление — у меня не будет старших, которые подскажут, как избежать ошибок. Но с другой стороны, из-за того, что никто не протянет руку помощи, я получу больше опыта.

Сложности будут, и Руслан к ним готов. Удовольствие от новой профессии и уверенность, что будешь развиваться — хорошая плата за упорный труд. Руслан верит — на следующем уровне он станет специалистом, востребованным в любой стране. И тогда откроются возможности переезда.

В настоящий момент я бы не стал говорить, что я полноценный аналитик данных — скорее, продвинутый джуниор. У меня появились умения делать крутые и необычные вещи. Но для меня это начало долгого пути.

С Яндекс.Практикумом можно стать аналитиком данных или специалистом по Data Science с нуля. Нужно только начать. А дальше мы поддержим.