Олег Аклас, клипмейкер:
С самим Виктором Цоем мы никогда толком и не говорили. Виделись наверное раза 3 или 4 (когда он на сцене, а я в зале - не считается). И его фанатом я никогда не был. Мне нравилось название группы и узнав, что их лидер полу-кореец - восхитился окончательно! В 80-х я увлекался концептуальным изобразительным искусством, а четыре буквы "КИНО", действительно напоминали иероглиф, если их наложить друг на друга. Наверное все альтернативщики были похожи друг на друга в это время, т.к. альтернатива была против одного и того же. Я чувствовал, что делом моей жизни станут движущиеся картинки (так оно и вышло), но жить в Питере и не быть в музыкальных тусовках тогда было сложно! Изобразительно (внешне) мне очень нравились барабанщики. Поэтому поводырями в музыкальный мир стали Игорь Мосин "Быстров"(Дурное влияние), Саша Сенин "Семён" (Кофе и Петля Нестерова) - мы как-то учились в одном институте и Денис Голофастов "Кащей" (Спидфаер, Ленинград).
Разумеется, первым другом из КИНОшников, стал Георгий "Густав" Гурьянов. Супер-чел! С такой харизмой, что хватит на полк индейцев! Пижонили мы сильно и опасно: моя компашка, которая стала называться - Йя-хХа, просто ходила по городу в гриме и жутко выпендривалась. Попадание в ментуру было обычным делом. Густав меня удивил при первом же знакомстве = высокий и стройный "ариец", который ПЕРВЫМ в СССР барабанил стоя. Это свернуло мне мозги - я стал делать клипы питерским группам.
Да, Гурьянов, конечно - гений! Художнический дар тогда трудно было оценить = рисовали ВСЕ у кого были руки. Но "Густав" ещё и внедрял в жизнь других свой стиль и манеру существования. Уродливые шапки-ушанки, были возведены им в степень высочайшей моды = панки перестали мёрзнуть зимой!
"Треники" - рейтузы с отвисшими коленками, стали универсальной одеждой для любого времени года. Даже пальто перестало быть атрибутом дедушек, а стало современной одеждой. Уверен, что он сам это всё не изобретал, но был гениальным пропагандистом! Наивысшим изобретением, которое я получил от Гурьянова, был шнур, который соединял волкмен (кассетный компактный "плеер") с любой советской ауди системой, например с пластиночным проигрывателем АККОРД. Теперь в каждом доме была своя дискотека! Мы научились говорить в течении 4-х секундных пауз между треками = ещё никто не миксировал музыку.
Тут приезжает Рашид Нугманов и снимает свой курсовой фильм. Я дарю ему название - "Йя-хХа", а Игорь Мосин снимается в главной роли. Именно на этих съёмках в каком-то подвале (или котельной), я впервые сталкиваюсь с Виктором. Мы не понравились друг другу! Но я уже работал на телевидении и знал, что мелкие разборки мешают общему процессу. Виктор, видимо, тоже не хотел ссор, т.к. на тот момент уже стал заметной фигурой.
Тут стоит заметить особенность ленинградского рок клуба! Загадочность - основная черта всех модных коллективов того времени. А если ты эту загадочность развенчиваешь - ты опасен! Я был панком - совести нет никакой. Мы с Виктором пособачились коротенько, до драки дело не дошло.
После выхода Рашидовской короткометражки, его мастер курса во ВГИКе не удержался от соблазна и запустил в производство "АССА". Спасибо Соловьёву, что оформил на работу многих из музыкантов, которые могли попасться за тунеядство по Советским законам. Кастинг проходил в Питере и я туда отправил Олега Иванова (по прозвищу "Ленин") . Он был барабанщиком в какой-то группе и еще обладал странной чертой - уничтожал всё, что было в его карманах. Сигареты, спички, записки и даже денежные купюры превращались в труху, если он шёл руки-в-брюки. Вот, чтоб он не порвал собственное пас-фото до заполнения анкеты, я прицепил её ему на серьгу. В кино его не взяли, но фотка в ухе, судя по всему, Соловьёву понравилась.
А мне нравилось работать на телевидении. Меня туда притащил мой лучший друг - Лёня Васильев "Паровоз", в последствии ставший крутым оператором-постановщиком. К сожалению - уже ровно год, как умер.
Это было первым местом нашей работы, где мы доработали до первого официального и оплачиваемого летнего отпуска! Как нельзя кстати, позвонил "Густав" и сообщил, что Мосфильм арендовал целое здание в Артеке. Минимальный срок аренды - год, а крымские эпизоды для "АССЫ" уже отсняли. Обзваниваются друзья, чтоб халявная дача не пустовала. Мы с Лёней тут же придумываем незамысловатый, но концептуальный сценарий, собираем необходимый технический минимум для 16мм кино, называем себя творческим объединением "Зелёная Мясорубка" и с группой товарищей берём билеты в Симферополь.
Крым... Троллейбусы на горных дорогах, настоящее море, Гурзуф, пьяная аллея, картонный город мало-бюджетников, огромные очереди за Массандровским портвейном, горбачёвские бульдозеры давящие виноградники, фантастический Аю-Даг. У Лёни "Паровоза" была прикормленная дачка в окрестностях Гурзуфа, так что в Артек мы отправились только через несколько дней.
Зная о встрече со сладкоежкой "Густавом" приобрели по дороге здоровенный арбуз. Через официальный вход нас не пустили строгие бабушки-вахтёры. Мы полезли через забор. Тут произошла забавная история. Только я взобрался на ограду, а Лёня стал подавать снизу съёмочную технику... тут, словно из под земли появился милиционер в полном обмундировании и потребовал объяснений наших действий. Как в анекдоте, я попросил его подержать арбуз, и освободившейся рукой достал красное удостоверение, где под гербом золотым
золотыми же буквами выдавлено: ленинградский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по телевидению и радиовещанию. Не важно, что на тот момент мы с Лёней числились осветителями самого низшего разряда - "красные корочки" правильно сработали на человека в форме. Он даже подсадил "Паровоза" на забор и бережно передал арбуз.
По другую сторону преграды нас уже встречали представители "пансионата АССА", как мы их прозвали. По сути дела, здесь мы и познакомились с Каспаряном. И тот же арбуз сыграл свою заключительную роль. Юра (тогда ещё не Георгий) выхватил его у меня и побежал вдоль пионерской алеe, куда-то повернул и скрылся. Самое удивительное, что и "Густав" побежал в том же направлении и с той же скоростью! Как будто они уже договорились заранее?! Догонять их никто не стал, они сами появились через полчаса-час с довольными рожами, но уже без арбуза. " Арбуз усвоился, чувство вины пропало!" - подытожил Юра: "Будем знакомы". И мы стали наведываться в Артек почти ежедневно с перерывами на собственные съёмки.
Пансионат АССА жил вахтенным методом - кто-то приезжал, кто-то уезжал. Цоя не было в "мою смену". Может он был в начале лета, может потом - не знаю. Но интересных людей и так хватало, да и место само - удивительное. Двухэтажный дом стоял на отшибе лучшего пионерского лагеря всей страны. Но как и вся страна он уже разваливался, что предавало особый шарм. Откуда-то доносились сигналы горнов, но сами пионеры попадались редко. Да и имея собственный пляж и не соблюдая пионерский образ жизни - мы не могли с ними пересекаться. Питались в буфете для вожатых, уточнив заранее то время, когда они должны быть наиболее заняты своими подопечными. Хотя некоторые из свежеприбывших пансионатовцев, первое время надевали перед столовкой пионерский галстук (тут их было легко найти), чтоб буфетчицы привыкли или просто по приколу. Выяснилось, что забав у лучших детей СССР было множество! Ржавели муляжи спутников и ракет в натуральную величину. Безхозно стояла обсерватория, уже без телескопа, но с завалами фотографий на космическую тему. Это всё мы излазили ещё с одним новым другом - Валерой Алаховым ("Новые Композиторы"). Знакомство с ним переросло в долговременное сотрудничество. Этой же осенью я делаю клип, которым горжусь до сих пор...
Потом уже позже, мы вместе выступаем в Израиле, в Голландии и даже в Питере, где я виджею под его музыку. Ну а тогда, тем летом мы просто балдёжничали. Постояльцев одновременно было примерно десять человек. Все примерно ровесники, парни и девушки, в основном из Москвы и Ленинграда. Стоит отметить, что Каспарян ежедневно серьёзно занимался на гитаре. А "Густав" кажется только загорал, занимая различные атлетические позы на пирсе, чем воспламенял сердца местных красоток. Иногда нам приходилось спасать его от девичьих домоганий. Мы все научились играть в хаки-сак (тогда ещё заграничная диковина). Где-то ближе к Ялте происходил малый рок-фестиваль. Мы считали долгом там отметиться. Выступали кажется "ДДТ", "Алиса", "Телевизор", может ещё кто-то из молодых групп. Ну, сейшены прошли как всегда - с техническими накладками, но бодро и весело. "КИНО" не выступало - ни Цоя, ни Тихомирова в Крыму не было...