1) "Фронт"
«Победил боец вопреки приказу, который поставил войска в самые невыгодные условия»
Как вы думаете, из какого произведения эта цитата? Хотя бы какого периода, оттепельных 60-х, перестроечных 80-х, лихих 90-х? А вот и нет, это цитата из пьесы «Фронт» А. Корнейчука, написанной в 1942 году! В 1943 году, при прямом покровительстве Сталина, в СССР вышел фильм по ней (ссылка на youtube).
Цитата в заглавии взята из этого фрагмента (обсуждение приказа о будущем наступлении у командующего фронтом, который в пьесе показан падким на лесть самодуром).
Огнев (командующий армией). Этот приказ напоминает мне прошлый, когда вы тоже смеялись надо мной.
Горлов (командующий фронтом). И хорошо делал. Ведь немцев тогда мы побили и город взяли.
Огнев. Город взяли и немцев побили. А чем взяли? Кто победил? Взяли доблестью бойцов, геройством средних и младших командиров. Победил боец вопреки приказу, который поставил войска в самые невыгодные условия. Это факт.
Горлов. Интересно. Дальше. (Записывает.)
Огнев. А дальше - повторяется та же история. Вы говорите о дерзости. Никакой в этом приказе дерзости нет. Она тут и не ночевала. Потому что нет в нем мысли, все берется на «ура», на «авось», как будто бы противник перед нами дурак и спит. Разве так окружают? Вы просто одним махом начертили круг, а нам: скачи, ребята, с двух сторон, замыкай! Если хотите, я докажу это по любому пункту. Куда вы, к черту, хотите послать танковый корпус? Ведь ясно: только я рвану вперед немцы сразу выпустят танки на мои тылы...
Горлов (перебивает). Довольно, генерал-майор Огнев! Ты забыл, что находишься не на комсомольском собрании, а у командующего фронтом. Я вызвал тебя не для дискуссии.
Вообще в этом произведении много интересных эпизодов. Например, когда начальник штаба критикует нерадивого начальника разведки, а тот в отместку собирается подвести под него «подкоп» на партсобрании, припомнив непролетарское происхождение. Или когда советские солдаты, захватив немецкий укреплённый пункт под Новый год, переделывают бумажного ангела на ёлке в красноармейца (обрывая ему крылья и приделывая автомат). Одним из прототипов антагониста, генерала Горлова, был генерал Гордов, репрессированный после войны, о нём можно почитать тут (статья неоднозначная, но информативная).
Как-то даже грустно: 75 лет назад не боялись, хотя и с оговорками, и с восхвалением вождя, но всё-таки – не боялись признать, что всё было не так уж гладко на войне. А сейчас, судя по нынешним военным фильмам (вроде «Утомлённых солнцем 2»), спорам, передачам, общественная мысль мечется между двумя крайностями – «лакировкой» прошлого и его огульным очернением.
Актёры в фильме также замечательные: главного героя играет Борис Бабочкин (известный по роли Чапаева), одного из центральных драматических персонажей - Николай Крючков. В общем, рекомендую всем посмотреть этот достаточно оригинальный и нетипичный, при этом очень хорошо поставленный фильм.
2) "Великий перелом"
Здесь, пожалуй, в плане сюжета нет никаких особых сюрпризов, в фильме показана каноническая история Сталинградской битвы, от немецкой атаки на город и до нашего контрнаступления (хотя при этом нигде не говорится, что речь идёт именно о Сталинграде, и по большому счёту, эта история может быть спроецирована и на другие сражения Великой Отечественной). Но какие яркие персонажи, какой драматизм! При этом фильм 1945-го года, снятый буквально по горячим следам событий, в нём нет особо длинных лирических или философских отступлений, всё по делу. Замечательно исполнил главную роль командующего фронтом Михаил Державин - старший. Небольшие, но запоминающиеся роли у блистательных Андрея Абрикосова, Юрия Толубеева. Притягательный и позитивный образ старого, интеллигентного, дореволюционного военного, такого "военспеца", ставшего советским генералом инженерных войск, удалось создать Александру Зражевскому. Ссылка на фильм в youtube.
Это фильм одного из моих любимых режиссёров сталинского периода - Фридриха Эрмлера. Кроме "Великого перелома" я могу рекомендовать к просмотру его довоенные фильмы, посвящённые коллективизации ("Крестьяне"), индустриализации ("Встречный") и внутрипартийной борьбе в 30-е годы ("Великий гражданин"). Это безусловно яркие свидетельства той эпохи и весьма талантливые, новаторские на тот момент фильмы, вехи в истории советского и мирового кино.
3) "Проверки на дорогах"
Несмотря на то что Алексей Герман считается одним из мастеров российского и советского кинематографа, его фильмы мне в основном не нравятся. Ну не подходит мне его киноязык ультра-реализма, квинтэссенцией которого стал недавно вышедший и достаточно прохладно встреченный критикой и зрителями фильм "Трудно быть Богом". Но "Проверки на дорогах" - его первая большая работа, и в ней присущий Герману реализм ещё не достиг тех гипертрофированных форм. Напротив, он помогает как никогда сильно проникнуться атмосферой партизанского быта, этой незнаменитой, непарадной войны.
Хотя он и пролежал долгое время "на полке", ничего антисоветского или пошлого в нём нет. В фильме поднимается тема пленных, в том числе сотрудничавших с гитлеровцами, коллаборационистов. Однако никакой индульгенции им не даётся.
В главных ролях, бесспорно, одни из самых сильных, психологичных наших актёров: Ролан Быков, Олег Борисов, Анатолий Солоницын (замечательный по силе дуэт Солоницын - Борисов можно также увидеть в производственной драме "Остановился поезд").
4) "Иди и смотри"
Это также фильм о партизанском движении, в котором особое внимание уделяется карательным операциям фашистов на оккупированной территории. Снявший его Элем Климов - один из моих любимых режиссёров (в отличие от Германа). Его манера вплетать реалистичное, бытовое повествование в исторический контекст особо ярко проявилась, конечно, в "Агонии" - фильме, посвящённом последним годам императорской власти в России и личности Распутина.
В "Иди и смотри" показана, по сути, подноготная войны, её самая бесчеловечная сторона, расправы гитлеровцев над гражданским населением. Предельный реализм повествования сплетён с аллегориями, отсылками, размышлениями. И хотя фильм местами слишком тяжёл, и его порой можно упрекнуть в излишней демонстрации жестокости, тем не менее, его стоит посмотреть.
5) "Моряки"
Достаточно неожиданно, но это довоенный фильм о войне! Он снят ещё в 1939-м. Многие, наверное, знают о таком фильме "Если завтра война...", 1938-го года, в котором описывается предполагаемая будущая война с немцами (на то, что это именно немецкие фашисты, даются весьма прозрачные намёки). Ещё больше людей знают прозвучавшую в нём песню "Если завтра война, если враг нападёт...". Кстати, странно читать антисоветчиков, которые говорят о будто бы скрываемом плане СССР вести наступательную войну, когда такой план прямым текстом озвучивается в этой песне:
Мы войны не хотим, но себя защитим-
Оборону крепим мы недаром.
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом!
Однако вернёмся к фильмам. "Если завтра война" - фильм скорее пропагандистский, чем художественный. А вот снятый по схожему сюжету "Моряки" (только война тут не на суше, а на море) обладает куда большими художественными достоинствами, хотя на сегодняшний день и выглядит уж слишком простым. Есть в нём и какая-то довоенная лёгкость, и предчувствие будущих тяжёлых событиях. Вышел на экраны он после договора о ненападении с Германией, так что враг в нём скорее напоминает Англию (ссылка на фильм на youtube).
Примечательны и песни в этом фильме. Весёлые, беззаботные "Чайка" и "Это мы, краснофлотцы" и трагически-задумчивая "За нас отомстите врагам", посвящённая морякам, погибшим в Цусимском бою в 1905-м. Некоторым кажется, что лишь во время войны, встретившись с угрозой существованию страны, советское руководство пошло на ряд мер, направленных на возрождение традиций, вспомнило про дореволюционные сражения и стало проводить параллели с ними, воздавать должное великим русским полководцам. На самом же деле это началось ещё до войны, и эта кинокартина - яркий тому пример.
P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!