На первых порах в период обучения, учащиеся испытывают непривычную нагрузку на ведущую, участвующую в процессе письма руку, поэтому ей требуется отдых и расслабление, смена нагрузки с одних мышц на другие. Для этого можно применить упражнения с карандашом. При выполнении каждого упражнения, произносится сопутствующий ему текст, усиливающий заинтересованность, вовлечённость в процесс. Следим за чёткостью, внятностью и ритмичностью произношения и движений.
Упр. 1 "УТЮЖОК": прокатывание карандаша по поверхности стола.
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. "Прогладь" карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
"Карандаш я покачу вправо-влево - как хочу."
Упр. 2 "ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ": прокатывание карандаша между ладонями. Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай его между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
Упр. 3 "ПОДЪЁМНЫЙ КРАН": поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.
Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.
"Карандашик поднимаю, крепко пальцем прижимаю".
Упр. 4 "ВЕРТОЛЁТ": вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами. Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
"Отправляется в полёт наш красавец-вертолёт".
Упр. 5 "ВОЛЧОК": вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
"По столу круги катаю, карандаш не выпускаю".
Упр. 6 "ГОРКА": скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он катится вниз с твоей руки, как с горки.
Упр. 7 "КАЧАЛОЧКА": прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве. Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить.
"Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет",
Упр. 8 "ЛАДОШКА": обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны. Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
"Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко".
Эти нехитрые упражнения помогут школьникам снять дискомфортные мышечные ощущения, умственное и психическое напряжение, сделать паузу в напряжённом ритме занятий.