Люди по всей планете хотят вернуть себе чувство уверенности в завтрашнем дне. Предприниматели также хотят знать, что им делать в условиях кризиса, вызванного COVID-19. Ведь когда вы управляете бизнесом, то несете ответственность не только за себя и свою семью, но и за своих работников и клиентов.
Удивительно, но в 1986 году миллиардер и один из самых успешных инвесторов мира Уоррен Баффетт в обращении к своим сотрудникам затронул тему мировой пандемии. Сегодня его цитата кажется как никогда уместной и актуальной.
«Самыми непредсказуемыми могут стать вспышки двух сверхзаразных болезней — страха и жадности. Они будут происходить в инвестиционном сообществе. Время этих эпидемий будет непредсказуемым. И вызванные ими рыночные отклонения также нельзя будет предсказать. Поэтому мы никогда не пытаемся предсказать приход или отступление какой-либо болезни. Наша цель намного скромнее — мы просто пытаемся бояться, когда другие жадные, и жадничать только тогда, когда другие боятся».
Возможно, вас смутит слово «жадность». Просто имейте в виду, что это культура Уолл-стрит тридцатилетней давности. Так что это слово можно легко заменить на «агрессивность». Иными словами, Баффетт имел в виду, что надо быть на чеку, когда все вокруг начинают вести себя агрессивно. И проявлять агрессию в делах, когда все вокруг трусят.
Тренируйтесь искать возможности, когда другие люди видят только кризисы. Если вы боитесь, ваши конкуренты, вероятно, тоже. В этом и заключается преимущество смелых.
Чтобы реализовать наставление миллиардера, предприниматели могут прислушаться к нескольким важным советам.
1. Займитесь кадрами
Кризис пройдет, а бизнес вернется к нормальной работе. Сейчас многие компании уволили своих сотрудников, среди которых было немало профессионалов. Постарайтесь воспользоваться этим и собрать вокруг себя лучших специалистов — с ними вы сможете приумножить ваш успех после пандемии.
То же касается и ваших лучших сотрудников, которых пришлось уволить из-за кризиса. Поддерживайте с ними связь.
2. Не теряйте клиентов
Как бы ни складывалась ситуация, постарайтесь сохранить доброжелательные отношения со своими клиентами. О нуждах людей и о том, как они готовы взаимодействовать с вашим бизнесом, вы можете узнать у своей самой лояльной аудитории. Это поможет вам трансформироваться.
3. Ищите новые возможности
Понятно, что большинство предпринимателей сейчас оказались в крайне тяжелой ситуации. Однако даже в ней можно найти свои плюсы. Например, в кризисных условиях вы сможете приобрести сырье или другие товары по сниженной цене.
Ваши конкуренты могли испугаться, не выдержать, не суметь удержаться на плаву. И теперь их аудитория потенциально принадлежит вам.