Несколько лет назад Министерстве здравоохранения РФ разработали проект приказа, устанавливающего типовые отраслевые нормы времени для посещения врача-специалиста. Так, на выполнение в амбулаторных условиях «трудовых действий по оказанию медицинской помощи» в среднем отводится 15 мин.
Итак, время пошло. Попытаемся же на примере терапевтического приёма понять всю прелесть временного регламента, предлагаемого на утверждение законодательно.
Итак, на первичный приём, осуществляемый терапевтом, с барского – министерского плеча щедро «сброшены» целых 15 мин. Однако, как показывает практика, этого времени, зачастую, не хватает на полноценный сбор анамнеза у пациента – навыками блиц-диагностики, разработанными под эгидой Института амбулаторной терапии, к настоящему обучено весьма небольшое количества специалистов первичного звена. А ведь правильно собранный анамнез при условии хорошо развитого клинического мышления у специалиста – это уже на половину правильно поставленный клинический диагноз.
Очевидно, что 15 минут в данном вопросе – катастрофически мало. Ведь врач должен, помимо всего прочего, банально понравиться пациенту, вызвать доверие у последнего, чтобы элементарно его разговорить. А между тем процесс присмотра друг к другу в такой ситуации на 99,9% взаимен. Если доктор не сумел расположить к себе больного в ходе первых нескольких минут знакомства – фиаско в лечебно-диагностическом процессе практически обеспечено. Пациент «закроется», и никакого комплаенса (следования советам специалиста) не будет.
«Лечить нужно не болезнь, а больного», - каждый медик слышал об этом не раз. Но данная истина, похоже, отнюдь незнакома нашим чиновникам. «Наверху», где умение отчитаться во много раз превыше изложения сути происходящего на деле, важен исключительно результат. Причём – бумажный. Факт приёма (запись в амбулаторной карте) – есть, поставленный диагноз – есть, назначенное лечение, анализы, консультации специалиста – есть. Терапевт укладывается в щедро выделенное время – вообще выше всяческих похвал. Отрасль «на коне».
Примечательно, что 30-35% отведённого на общение с пациентом времени предназначено для заполнения медицинской документации. Таким образом, у терапевта есть целых 10 минут на то, чтобы познакомиться с пациентом, глубоко вникнуть в основные его жалобы, изучить его (если таковые имеются) выписки из историй болезни, поставить диагноз и назначить лечение, не говоря уже о дополнительных методах исследования или же консультации узкого специалиста. Времени более чем достаточно, правда ведь?
Любой здравомыслящий практик в данном случае отметит совершенную абсурдность вышеизложенной инициативы. Приём пациента не должен быть ограничен никакими временными рамками. Каждый отдельный случай – индивидуален.
Однако думается, в случае терапевтов именно невысокий профессионализм наших врачей первичного амбулаторного звена послужил катализатором для рождения идей в головах таких же непрофессиональных организаторов здравоохранения по временным ограничениям на врачебном приёме.
Фактически идёт переписывание предыдущего диагноза и переназначение указанных при выписке из стационара медикаментов. Без особого погружения в проблемы пациента. Для этого и 5-ти минут хватит – заполнить бумаги и отпустить на все 4 стороны.