Найти тему

Помоги себе сам

Помоги себе сам

Подход к образовательному и учебному процессам во многих медицинских вузах нашей страны весьма формален, чем отталкивает и разочаровывает будущих специалистов, уповающих на педагогов в аспекте введения в будущую профессию. Так или иначе, рано или поздно, большинство студентов медиков с грустью осознаёт, что подавляющем большинстве случаев надеться и рассчитывать приходится исключительно на себя. Если вуз оправдает своё предназначение на 50% – уже великолепно. Руководством того или иного медвуза активно пропагандируется введение огромного количества педагогических новшеств в учебный процесс: от интерактивных интернет-конференций до симуляционных занятий на манекенах вместо реальных пациентов.

На деле же всё до боли банально – заполняется куча бумаг, практически не имеющих отношения к происходящему. Однако они являются прекрасным отчётным инструментом при министерских и прочих проверках. Вот и получается, что приехала комиссия, ознакомилась с документами – и всё. Галочка поставлена. Можно продолжать в том же духе. Прямо-таки чемпионы мира по умению отчитаться.

К большому сожалению, заведующим кафедрами, как правило, всё равно чем занимается профессорско-преподавательский состав. Его интересует лишь формальный отчёт по научно-исследовательской и педагогической работе, предоставленный на обозрение проверяющим, которых, в свою очередь, интересует то же самое. Конечно же, исключения бывают, но картина в общем и целом от них не особо меняется. В такой системе очень сложно оставаться неравнодушным педагогом. Так или иначе, но за несколько лет даже самый вдохновенный преподаватель превращается в «семинародателя» или «лекционачитывателя». При таком подходе к делу очень сложно передать свои знания и умения будущим докторам.

Ну, а результат всего этого мы наблюдаем при обращении к тому или иному специалисту за медицинской помощью. Как известно, основным показателем эффективности в медицинском вузе является клиническое мышление, а не набор заученных знаний вне практического применения, а также не алгоритм выученных практических навыков безо всякого осмысления. Такое невозможно узнать из учебника. Такое невозможно проверить в ходе тестирования, по результатам которого делается вывод о компетентности будущего врача. Однако умение правильно применять свои знания на практике – и есть залог успешной и эффективной работы каждого специалиста.

Казалось бы, избавлением от «шероховатостей» вузовского образование должно послужить последипломное обучение в ординатуре по той или иной клинической специализации. А вот и нет. Как правило, ординаторы являются «писарями» при старших коллегах, усердно и кропотливо заполняя истории болезней, в то время как опытные специалисты не считают нужным помогать своим молодым коллегам в познавании будущей профессии – им просто-напросто невыгодно взращивать себе конкурентов, а иногда и вовсе – лень.

Нравится это или нет, но 95% процесса становления хорошего специалиста зиждется исключительно на самостоятельной работе с учебной литературой, а также дотошных и настойчивых «приставаниях» к старшим коллегам – мол, научите меня, пожалуйста. Иного выхода на сегодняшний день нет.