Последнее время, все чаще слышу от мам, что их ребенку 1, 2, 3, 4 года и он не говорит. И если и говорит, то очень плохо.
Большое внимание уделять развитию речи я начала, когда сыну исполнился год.
Первое, что я сделала - постоянно разговаривала с сыном.
Комментировала буквально все - процесс игры, описывала игрушки, предметы, картинки, действия, рассказывала сказки. Все с яркой мимикой, жестами, эмоциями!
Во-вторых, уделила особое внимание развитию мелкой моторики.
Мы играли с песком, пластилином, тестом. Нанизывали крупные бусины на нитку, собирали простейшие пазлы, катали бусины по лабиринту. Перебирали предметы, погружали ручки в миски, наполненные разными крупами. Застегивали и расстегивали кнопки и пуговицы, шнуровали, строили башни.
Занимались пальчиковой гимнастикой.
Это очень полезно и увлекательно. Мне пришлось выучить несколько незамысловатых песенок и движений и показывать их постоянно сыну. Начинали с самого простого - рассматривали пальчики, называли их, гладили, загибали.
В-третьих, мы смотрели много книжек.
Очень много! И не просто смотрели, а комментировали, активно увлекая сына в диалог. А кто это? А что он делает? Покажи дерево? А какого оно цвета? Нам очень понравились “ Альбом по развитию речи для самых маленьких” Е.В.Савостьянова, С.В.Батяева, и”Альбом по развитию речи” О.А. Новиковской. И карточки Домана.
Читали художественные книги:
✔Агния Барто «Детям».
✔ Сказки Корней Чуковского («Айболит», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон», «Крокодил», «Муха-Цокотуха»).
✔ Владимир Сутеев.
✔ Самуил Маршак "Сказки, стихи, песенки."
✔ Картонные варианты книг с русскими-народными сказками "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба".
✔ Сергей Михалков "Дядя Степа", "Песенка друзей"
✔ Карл Эрик "Очень голодная гусеница", "Трудный день у паучка".
✔ Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
✔ Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
✔ Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
✔ Джайлз Андрэ "Танцующий жираф"
✔ Уайз Браун "Баю-баюшки, луна"
✔ Анастасия Орлова "Яблочки-пятки. Стихи для самых маленьких "
В-четвертых, постоянно вырабатывала у сына речевое сопровождение действия.
Гуляем - топ-топ, стучим молотком - тук-тук и так далее.
В-пятых, мы занимались речевой (артикуляционной) гимнастикой для четкой и правильной речи.
Все занятия проходили во время игры - закрывали-открывали ротик-ворота, показывали заборчик - смыкали зубы и широко улыбались, чистили зубки языком.
Результат долго не заставил себя ждать - сын очень быстро и четко заговорил.