Счётчик тепловой энергии сегодня установлен почти во всех многоквартирных домах нашей страны. При этом не менее 75% россиян это жители многоэтажек, а остальное население проживает в собственных одноквартирных домах и преимущественно с газовым отоплением. В США обратная картина. Почти 80% жилья это одноквартирные дома. Поэтому россияне больше всех знают про общедомовые нужды и нормативы потребления тепловой энергии в своих квартирах. Вот только часто усилия жителей по экономии тепловой энергии в многоквартирном доме не приводят к снижению оплаты за отопление. В первую очередь причиной превышения норматива на обогрев дома, является разрегулированность внутренней системы отопления. Через какие-то квартиры пролетает теплоноситель с избыточным расходом, а где-то расхода не достаточно. В результате обслуживающая организация, вместо того, чтобы выяснять причину проблемы, просто увеличивает расход теплоносителя через дом. Многие подумают, что повода для беспокойства нет. Какой расход теплоносителя на входе в дом, такой же и на выходе. Но не всё так безоблачно. Завышенный расход теплоносителя приводит к увеличению температуры в обратном трубопроводе. Но пока обратка дойдёт до счётчика, тепло потеряется в пустую. Дополнительно возникают перерасходы тепла в подъездах и в подвалах, за которую приходится расплачиваться жильцам.
При проектном расходе теплоносителя в доме 20 тонн в час с температурой на подаче 75 градусов С, а на обратке 55, теплосчётчик покажет 465,2 кВт/час. Так вот если расход теплоносителя будет прибавлен, то жителям, чтобы экономить нужно будет прикрывать краны на радиаторах отопления и позаботится, чтобы температура в обратке не снижалась. Но для снижения потерь тепла эффективнее уменьшать разницу между температурой окружающей среды и теплоносителя. Поэтому лучше требовать от обслуживающей организации приведения в соответствие расхода теплоносителя по каждому коллектору в доме. А если не слушаются, то требовать перерасчёт затрат на отопление по нормативу (который меньше), так как причина перерасхода тепла в бездействии обслуживающей организации.