Да, это ведь традиция у нас такая: заскучала баба – поджигай избу и выпускай коней, пришли душевные муки – выпей (провоцируя цирроз), начался короновирус – вводи онлайн обучение. Вот только есть один вопрос, который в течение недели, пока страна учится в компьютере, ни разу не прозвучал! А куда же, собственно говоря, девать нормы СанПиНа, регламентирующие использование компьютера детьми? О чем это я? Да вот, пожалуйста, кому не лень, можете загуглить: Приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста». Тут все черным по белому, время нахождения за компьютером, регламенты освещенности, проветривания и прочая, прочая, прочая…Вы думаете что нормы эти ввели от нечего делать? И я к этому склонялся, но попалась мне давеча интересная статья - «Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером», журнал «Практика педиатрии» за октябрь 2009 года (https://medi.ru/info/1308/). Вот что пишут уважаемые медики:
«Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%. Помимо этого отмечаются и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения, нарушение аккомодации, бинокулярного зрения, стереозрения. Через 30 минут работы на компьютере, соответствующем гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40% …Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Частота психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности у пользователей компьютеров колеблется от 25 до 70%. Нарушение сна обнаруживается у 15-45% пользователей. Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат…Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук. Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома»
Впечатляет, согласны? Но и это еще не все. Пару дней назад на разных новостных ресурсах проскочила новость о том, что на уроке, в онлайне, взломав аккаунт школьника,хулиганы запустили порно. Мерзкое действие, но оно навело на мысль: какова степень защищенности домашних компьютеров от контента, который наносит вред душевному здоровью наших детей? Ответ очевиден. На 99% эта защита равна нулю. Сидя на онлайн уроке, дети могут делать практически что угодно. Открывать ютуб, соцсети, онлайн игры, и контролировать это можно либо технически (закрыв доступ в настройках браузера), либо лично глядя в монитор, сидя на стуле рядышком. И первое, и второе редко кто делает, считая подобные меры излишними.
Что в итоге? Грусть-печаль. Какова вероятность заразиться коронавирусом, если мы отправим детей в школу? Приблизительно как в старом анекдоте: «Какова вероятность встретить динозавра на Невском проспекте? 50 на 50, либо встретишь, либо нет» Онлайн уроки решают проблему? Нет, они ее только усугубляют, про качество не говорю, но ведь вред очевиден. Тогда что делать? Не знаю, но и министерство просвещения, судя по всему, тоже не знает.