20 сентября 2002 в Кармадонском ущелье пропал без вести вместе со своей съемочной группой известный актер и режиссер Сергей Бодров. Успели мы понять этого человека по-настоящему?
Все меньше хочется телевидения, все больше — жизни.
Проскакивает в прямом эфире телепередачи «Взгляд» эта короткая, но бьющая прямо в цель фраза ведущего — Сергея Бодрова. И глядя в этот момент на Сергея, вроде бы, не до конца понятно — серьезно он это говорит или просто это слоган такой, который призван еще больше «приклеить» зрителя к экрану. Однако смотришь в глаза Сергея, видишь его чуть грустный и скрытный взгляд, и веришь — эта фраза идет из его внутреннего мира.
Будем сильными, будем справедливыми. Будем любить нашу Родину, только потому, что она наша.
Эти слова Сергей сказал в 2000 году перед многотысячной аудиторией зрителей, пришедших на концерт в «Олимпийском», посвященный выходу фильма «Брат 2». Скажи эти слова кто‑нибудь другой, публика просто не услышала бы их. Но их произнес Сергей. Зал отреагировал на них сильнее, чем на какой‑либо из музыкальных хитов, звучавших на концерте.
И все‑таки любовь важнее. Независимо от того даже важнее ли сама жизнь, чем смерть. Почему? Это единственное, что сможет с ней соперничать в смысле окончательности. Если человеку пришлось умереть, тот, кто его любил, не перестанет любить.
Сергей противопоставляет смерти любовь, а саму любовь при этом сравнивает с жизнью (вечной?), ему удается взойти на такую ступень внутреннего поиска, что невольно удивляешься: разве это и есть тот самый Данила Багров из «Брата»? Разве это он так долго молчал и так мало что мог сказать?
От инстинкта жизни до подлинной свободы ровно шаг длиною в мысль.
Небольшая зарисовка. Это философское высказывание Сергею процитировал французский режиссер Режис Варнье, который работал с ним на съемках фильма «Восток-Запад» в 1999 году. Сергей сыграл в этой картине роль Саши Васильева. Эти слова так понравилось Сергею, что впоследствии он часто повторял их. Здесь мы снова зададимся вопросом: можно ли было увидеть такое стремление к поиску ответов на такие сложные вопросы в том молодом парне из «Брата», которого сыграл Сергей Бодров? Не хочется обманывать себя — наверное, нет…
Я всегда и везде говорю: «Я — не артист, я — не артист, я — не артист». А мне: «Нет, Вы — артист!». А я: «Артист — это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня — это не профессия. Это поступок, который совершаешь».
Такие слова мог сказать только действительно талантливый человек, который не гнался за очередной звездной ролью или боялся потерять славу. Именно поэтому Сергей вполне реально переживал каждую свою роль как определенное реальное действие, где в данный конкретный момент он его именно совершает, а не играет. Вероятно, в этом есть определенная мистика, своеобразный внутренний подход самого Сергея к сущности кино, роли актера в кино. Некоторые его слова иллюстрируют это достаточно ясно.