Найти тему
МАСТЕР МЫСЛИТЕЛЬ

Советский ИЛ-2 опять над Берлином: история восстановления боевого самолета

Оглавление

В 2017 году на авиасалоне МАКС был показан отреставрированный штурмовик ИЛ-2. Самолет как новый стоял на летном поле, количество людей, желавших дотронуться до ожившего ветерана было так велико, что казалось, они готовы по кусочкам разобрать легендарный самолет.

Этот самолет не просто экспонат. Он летает как новый.
Этот самолет не просто экспонат. Он летает как новый.

Эта история началась в 2010м году и вряд ли сможет оставить кого-то равнодушным:

Аиасалон МАКС 2017б штурмовик ИЛ-2
Аиасалон МАКС 2017б штурмовик ИЛ-2
Тогда в фонд «Крылатая память Победы» обратился Олег Валентинович Скопинцев, сын летчика-орденоносца Валентина Михайловича Скопинцева, имевшего три боевые Ордена Красного Знамени и воевавшего в 46-м штурмовом авиаполку авиации Северного флота, закончившего войну заместителем командира 2-й эскадрильи.
Валентин Михайлович Скопинцев
Валентин Михайлович Скопинцев

Уже после войны Валентин Михайлович рассказал сыну о том, что в 1943 году ему после тяжелого боя пришлось аварийно посадить свой штурмовик Ил-2 за номером No 1872452 на лед озера "Черногубское" Мурманской области.

Самолет был подбит мессершмиттом Ме-109 после налета на немецкий аэродром и последовавшего воздушного боя.

Фонд взялся организовать экспедицию по поиску и подъему этого самолета. Поиск был непростым, самолет искали полтора года: вдоль и поперек поисковики безрезультатно исследовали Черногубское озеро, но найти самолет смогли только после того, как расширили зону поисков и проверили дно ближайших озер.

Подъем самолета ИЛ-2 , озеро Кривое, Мурманская область
Подъем самолета ИЛ-2 , озеро Кривое, Мурманская область

По словам очевидцев подъема «...это было непередаваемое ощущение, когда, кран поднимал этот проржавевший, но еще имевший покраску отцовский самолет. На нем еще были видны красные звезды. Живой самолет, только хвоста не было».

Самолет нашли на дне озера «Кривое». Он лежал на глубине более 20 метров и был сильно заилен, что обеспечило боевой машине прекрасную сохранность.

Озеро Кривое, где нашли самолет Ил-2
Озеро Кривое, где нашли самолет Ил-2

Подробный фоторепортаж об этом подъеме разместило на своем сайте Минобороны России

Первое что сделали родные Валентина Михайловича, присутствовавшие при подъеме – забрались на крыло самолета и дотронулись до штурвала, который много лет назад держали руки отца.


Именно тогда поисковики поняли, что самолет необходимо отреставрировать, чтобы он вновь мог подняться в небо. Для этого самолет был отправлен в Новосибирск в компанию «Авиареставрация», которая единственная в стране могла восстановить штурмовик.
Ниже фотография во время завершающего этапа реставрационных работ.

Реставрация

По словам реставраторов, восстановление самолета было серьезно затруднено отсутствием чертежей.

Самолет восстанавливают специалисты компании «Авиареставрация»
Самолет восстанавливают специалисты компании «Авиареставрация»

Самолет пришлось полностью разобрать "до винтика" и собрать. Лишь после этого, его смогли показать государственной комиссии.

Завершающий этап реставрационных работ. Самолет скоро полетит.  Фото с https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/06/09/2310970/tn/4542525-original.jpg
Завершающий этап реставрационных работ. Самолет скоро полетит. Фото с https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/06/09/2310970/tn/4542525-original.jpg

Буквально через несколько месяцев самолет первый раз поднялся в небо. Подробно об этом делали репортаж журналисты Первого канала:

По словам реставраторов, количество энтузиастов, предлагавших свои услуги было огромным. Обращались из Москвы, и из Самары. Однако, одно дело, предложить услуги, и совсем другое – восстановить машину до полностью боеготового состояния. До такого состояния, что машина смогла вновь взлететь в небо, как много-много лет назад.

В результате, отреставрированный штурмовик ИЛ-2:

  • более чем на 60% состоит из родных запчастей, включая двигатель, часть шасси и камуфляж.
  • самолет получил гарантированный начальный ресурс самолета до 800 часов (1 200 посадок), что более чем на порядок превышает изначальный, заложенный в штурмовик в военное время.

Судьба самолета


Судьба дала этому самолету удивительный шанс долететь до Берлина: через полгода после салона МАКС 2017, самолет был приглашен к участию в немецкой выставке ILA Berlin, в качестве живого экспоната.

Самолет-победитель, через столько лет, практически в канун очередной годовщины Победы на Германией все-таки пролетел над столицей своих «тогдашних» врагов.

Если Вас заинтересовала эта история, детально она изложена в фильме студии "Сибирская Летопись" по этому проекту фонда «Крылатая память Победы»

У меня на канале есть история о подъеме и восстановлении до рабочего состояния танков КВ-1, Т-34-76 Смелый и немецкой САУ - StuG 40. Буду рад, если Вас она заинтересует!

Если Вас заинтересовала эта история, пожалуйста, подписывайтесь на канал, ставьте лайк!