Наши клиенты и слушатели по курсу часто спрашивают: “Не устарели ли традиционные методы диагностики в профориентации? Как вы относитесь, например, к Климову? Следует ли читать его работы?”. Мы решили приоткрыть завесу тайны и рассказать о том, как обстоят дела в профориентационной диагностике сегодня.
Если вы когда-либо сталкивались с профориентацией будучи школьником, студентом или психологом, то аббревиатура ДДО не покажется для вас чем-то новым. Именно с этих трех букв мы и начнем наше путешествие в мир новых профессий.
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климовa - это традиционный и известный многим инструмент определения предрасположенности человека к определенным типам профессий. Опросник был разработан в 1984 году. Однако очевидно, что за 36 лет мир профессий значительно изменился. Выделенные Климовым типы очень редко встречаются в чистом виде, а сферы труда трансформировались в условиях современного рынка.
Сделаем акцент - мы не отказываемся от этой методики в нашей работе и советуем использовать ее нашим слушателям, однако все же стараемся смотреть на нее через призму современности и новых профессий.
В нашей серии статей мы будем рассматривать, какие профессии уже существуют или скоро появятся на стыке различных сфер. В данной статье мы рассмотрим новые профессии, встречающиеся на стыке сфер “человек-человек” и “человек-художественный образ”.
Профессии типа “человек-художественный образ” связаны с:
- созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
- воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
- размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Специалисты в сфере “человек-человек” выполняют следующие виды деятельности:
- воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
- медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
- бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
- информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
- защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Итак, какие же профессии лежат на пересечении этих сфер?
Личный тьютор по эстетическому развитию
Главная задача такого специалиста – построение индивидуальной траектории взаимодействия с продуктами искусства (музыка, картины, книги и т.д.). К обязанностям личного тьютора по эстетическому развитию относится диагностика и анализ вкусовых предпочтений клиента, особенностей его личности, типа темперамента, а также желаемой траектории развития. На основе полученных в ходе диагностики и анализа данных специалистом осуществляется подбор программы эстетического развития.
Личный тьютор по эстетическому развитию должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:
- знания о культуре, искусстве, архитектуре, кинематографе;
- знание основ педагогики и психологии и умение применять их на практике;
- мультиязычность;
- системное мышление;
- эмпатия, способность слышать и понимать другого человека;
- навык поиска, сбора и анализа информации.
Профессия набирает популярность и ей уже можно овладеть в ряде российских ВУЗов:
- Московский городской педагогический университет.
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет.
- Московский педагогический государственный университет и т.д.
Тренер творческих состояний
Это специалист по майнд-фитнесу, который работает с людьми творческих профессий и умеет приводить их в «состояние потока», вдохновения и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Тренер творческих состояний занимается и развитием осознанности, так как одной из важных задач художника является постоянное переосмысление реальности. Специалисты данной области также избавляют людей от творческих кризисов и сопровождают их личностный рост.
Тренер творческих состояний должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:
- навыки художественного творчества;
- знание основ педагогики и психологии и умение применять их на практике;
- коммуникабельность;
- умение мыслить образно;
- находчивость;
- наблюдательность;
- неконфликтность, умение работать с разными типами людей, в том числе – с творческим типом.
Сегодня на сайтах вакансий “тренер творческих состояний” не встретить, однако это лишь вопрос времени. Времени, необходимого этой профессии для закрепления в умах людей как “необходимой”.
Тренером творческих состояний можно стать, обучившись на соответствующих программах в следующих ВУЗах:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
- Курганский государственный университет.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры.
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского и т.д.
Куратор коллективного творчества
Это специалист, собирающий арт-группы и эффективно управляющий ими для реализации конкретного творческого проекта. В эти арт-группы могут входить как художники разных профилей, так и ученые, программисты, инженеры и специалисты из других отраслей.
Куратор коллективного творчества должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:
- навык распределения времени;
- системное, критическое и аналитическое мышление;
- способность быстро переключаться между разными задачами/выполнять несколько задач одновременно;
- навык планирования и организации процесса коллективного творчества;
- синтез единого решения из множества выполненных задач;
- навык самоорганизации;
- стрессоустойчивость;
- навык формулирования эффективной обратной связи;
- коммуникабельность;
- находчивость;
- мультиязычность.
По данным “Атласа новых профессий” куратор коллективного творчества - это профессия, уже появившаяся и которая должна увидеть свой расцвет в ближайшем будущем. Где же овладеть этой специальностью? На данный момент в России обучение данной профессии в чистом виде возможно лишь в Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина. Центр профессиональных квалификаций FUTURESKILLS предлагает бесплатный курс для детей 12-18 лет, с выдачей сертификата о прохождении.
Еще больше интересных статей об образовании, мире профессий и многом другом вы найдете на канале онлайн-школы Young в Яндекс.Дзен. Новые статьи ждут вас каждую неделю! Читайте, приобщайтесь к миру новых профессий и не забывайте подписываться!