Найти тему
Онлайн-школа YOUNG

Профессии. Посмотрим в будущее

Фото с сайта pexels.com
Фото с сайта pexels.com

Наши клиенты и слушатели по курсу часто спрашивают: “Не устарели ли традиционные методы диагностики в профориентации? Как вы относитесь, например, к Климову? Следует ли читать его работы?”. Мы решили приоткрыть завесу тайны и рассказать о том, как обстоят дела в профориентационной диагностике сегодня.

Если вы когда-либо сталкивались с профориентацией будучи школьником, студентом или психологом, то аббревиатура ДДО не покажется для вас чем-то новым. Именно с этих трех букв мы и начнем наше путешествие в мир новых профессий.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климовa - это традиционный и известный многим инструмент определения предрасположенности человека к определенным типам профессий. Опросник был разработан в 1984 году. Однако очевидно, что за 36 лет мир профессий значительно изменился. Выделенные Климовым типы очень редко встречаются в чистом виде, а сферы труда трансформировались в условиях современного рынка.

Сделаем акцент - мы не отказываемся от этой методики в нашей работе и советуем использовать ее нашим слушателям, однако все же стараемся смотреть на нее через призму современности и новых профессий.

В нашей серии статей мы будем рассматривать, какие профессии уже существуют или скоро появятся на стыке различных сфер. В данной статье мы рассмотрим новые профессии, встречающиеся на стыке сфер “человек-человек” и “человек-художественный образ”.

Профессии типа “человек-художественный образ” связаны с:

  • созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Специалисты в сфере “человек-человек” выполняют следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Итак, какие же профессии лежат на пересечении этих сфер?

Личный тьютор по эстетическому развитию

Фото с сайта pexels.com
Фото с сайта pexels.com

Главная задача такого специалиста – построение индивидуальной траектории взаимодействия с продуктами искусства (музыка, картины, книги и т.д.). К обязанностям личного тьютора по эстетическому развитию относится диагностика и анализ вкусовых предпочтений клиента, особенностей его личности, типа темперамента, а также желаемой траектории развития. На основе полученных в ходе диагностики и анализа данных специалистом осуществляется подбор программы эстетического развития.

Личный тьютор по эстетическому развитию должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:

  • знания о культуре, искусстве, архитектуре, кинематографе;
  • знание основ педагогики и психологии и умение применять их на практике;
  • мультиязычность;
  • системное мышление;
  • эмпатия, способность слышать и понимать другого человека;
  • навык поиска, сбора и анализа информации.

Профессия набирает популярность и ей уже можно овладеть в ряде российских ВУЗов:

  • Московский городской педагогический университет.
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет.
  • Московский педагогический государственный университет и т.д.

Тренер творческих состояний

Фото с сайта pexels.com
Фото с сайта pexels.com

Это специалист по майнд-фитнесу, который работает с людьми творческих профессий и умеет приводить их в «состояние потока», вдохновения и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Тренер творческих состояний занимается и развитием осознанности, так как одной из важных задач художника является постоянное переосмысление реальности. Специалисты данной области также избавляют людей от творческих кризисов и сопровождают их личностный рост.

Тренер творческих состояний должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:

  • навыки художественного творчества;
  • знание основ педагогики и психологии и умение применять их на практике;
  • коммуникабельность;
  • умение мыслить образно;
  • находчивость;
  • наблюдательность;
  • неконфликтность, умение работать с разными типами людей, в том числе – с творческим типом.

Сегодня на сайтах вакансий “тренер творческих состояний” не встретить, однако это лишь вопрос времени. Времени, необходимого этой профессии для закрепления в умах людей как “необходимой”.

Тренером творческих состояний можно стать, обучившись на соответствующих программах в следующих ВУЗах:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
  • Курганский государственный университет.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры.
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского и т.д.

Куратор коллективного творчества

Фото с сайта pexels.com
Фото с сайта pexels.com

Это специалист, собирающий арт-группы и эффективно управляющий ими для реализации конкретного творческого проекта. В эти арт-группы могут входить как художники разных профилей, так и ученые, программисты, инженеры и специалисты из других отраслей.

Куратор коллективного творчества должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:

  • навык распределения времени;
  • системное, критическое и аналитическое мышление;
  • способность быстро переключаться между разными задачами/выполнять несколько задач одновременно;
  • навык планирования и организации процесса коллективного творчества;
  • синтез единого решения из множества выполненных задач;
  • навык самоорганизации;
  • стрессоустойчивость;
  • навык формулирования эффективной обратной связи;
  • коммуникабельность;
  • находчивость;
  • мультиязычность.

По данным “Атласа новых профессий” куратор коллективного творчества - это профессия, уже появившаяся и которая должна увидеть свой расцвет в ближайшем будущем. Где же овладеть этой специальностью? На данный момент в России обучение данной профессии в чистом виде возможно лишь в Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина. Центр профессиональных квалификаций FUTURESKILLS предлагает бесплатный курс для детей 12-18 лет, с выдачей сертификата о прохождении.

Еще больше интересных статей об образовании, мире профессий и многом другом вы найдете на канале онлайн-школы Young в Яндекс.Дзен. Новые статьи ждут вас каждую неделю! Читайте, приобщайтесь к миру новых профессий и не забывайте подписываться!