Найти в Дзене

Руководство астронавта по жизни на Земле

Я знаю пять имен космонавтов: Гагарин раз, Титов два, Леонов три, Терешкова четыре, Армстронг пять.

Собственно всё.

Остальные имена я либо уже не помню, либо вообще не знаю.

А между тем, если верить Википедии, на апрель 2020 года насчитывалось 564 человека, совершивших орбитальный космический полёт.

Один из них Кристофер Остин Хэдфилд, канадский лётчик-испытатель, астронавт канадского космического агентства, имеющий за плечами три космических полета, и автор книги «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите». Надо заметить, это «короткое» и «легкое» название точно отражает авторский стиль Хэдфилда, он немного нудноват и склонен к громоздким конструкциям и повторам. Но это совершенно не мешает мне считать книгу крутой и очень важной.

В некотором роде, «Руководство астронавта» можно считать не только научно-популярной книгой о редкой профессии, но и пособием по мотивации и целеустремленности из раздела «Психология». Первые страницы, напоминали мне чем-то старую любимую повесть Хайнлайна «Имею скафандр – готов путешествовать»:

« Везение» — сентиментальное слово. Ты считаешь невероятным везением то, что оказался на поле в скафандре, когда моя дочь звала на помощь. Но это не везение. Почему ты принимал ее волну? Потому, что был в скафандре. Почему ты был в скафандре? Потому, что всеми силами стремился в космос. И когда ее корабль послал сигналы, ты ответил. Если это «везение», то спортсмену «везет» каждый раз, когда он попадает ракеткой по мячу

Хэдфилд пишет примерно о том же. Если ты к чему-то стремишься, если ты о чем-то мечтаешь - готовься к этому.

Если у тебя есть хоть малейший шанс спеть с Элтоном Джоном – выучи его песню и когда судьба даст тебе шанс ты не облажаешься.

Сюда же, к области психологии, можно отнести и вполне рациональные технические вещи, такие как отработка протоколов в процессе полета и пребывания на МКС. Как вам сама постановка вопроса: вот я на МКС, что может меня здесь убить? Пожар. Как это избежать? Пункт первый - делай так. Пункт второй - делай вот так. Никакой паники. Никакого хаоса. Просто следование протоколу. Звучит незатейливо, но в этом есть глубокий смысл. Если на серьезную проблему смотреть с позиции «ааабожемоймывсеумрем», то она чудовищна и неразрешима. А если составлять структурированный план и идти step by step - легко не будет, но поставленная задача будет понятной и достижимой.

Любопытные нюансы, которые мне особо запомнились.

Например, одно из последних собеседований, которые проходят соискатели на должность астронавта - с PR-службой НАСА, потому что (как я поняла) для них астронавт – фигура публичная, это должен быть человек, который будет пропагандировать работу НАСА и заниматься просветительской деятельностью. Казалось бы, какая разница умеет космонавт вести себя на пресс-конференции или нет? Выглядит немного странно, но смысл в этом есть. Тот же Хэдфилд, делал ролики о жизни на МКС и записал в невесомости уникальный клип на песню Дэвида Боуи Space Oddity, и получил миллионы просмотров на YouTube – это пример просто фантастически удачного пиара для НАСА!

Или вот социальный аспект. Когда человек в космосе, за его семьей закрепляется семейный помощник, это его коллега-астронавт, этакий «муж на замену». В его обязанности входит помогать семье во всем и поддержать их, если случится несчастье – все и всегда помнят о возможности такого исхода. Вообще, в изложении Хэдфилда, американский подход к космической программе кажется намного более человекоориентированным, чем российский.

Еще Хэдфилд рассказывает о вечеринках для родственников перед стартом, о русской предполетной традиции смотреть «Белое солнце пустыни», о разнице между Шаттлами и Союзами (между прочим, закрытие программы шаттлов в 2011 навсегда лишило десятки астронавтов шанса попасть в космос - они оказались слишком высоки для нашего компактного Союза!), о G-метре, который свой у каждой команды и всегда укажет членам экипажа начало невесомости. Так много необычного для меня рассказывает Хэдфилд, что я не обращаю внимания на порой излишне менторский тон, на некоторую эгоцентричность мировосприятия и склонность к самолюбованию, тем более что и на похвалы коллегам он не скупится.

У книги есть неожиданный эффект, рассказывая о бытовых мелочах, об учебе, работе и снова учебе, о выживании человека в самом неприспособленном для этого месте на свете, Хэдфилд удивительным образом делает космос ближе, он словно снимает романтический флер, созданный книгами и фильмами жанра Sci-Fi, и показывает реальность. И ты понимаешь, что космос — это не часть голливудской мифологии, это наша с вами жизнь. Каждый день там, над нами, находятся люди, простые люди как я или вы, но, в то же время, это люди, которое творят, будущее. Да, это несколько пафосное высказывание и, конечно, я понимаю, что за каждым полетом одного человека стоит труд тысячи людей – физиков, химиков, конструкторов, техников, врачей, связистов и многих других.

Но все же, космонавт (астронавт) – это звучит гордо для человечества))))

Нон-фикшен о космосе и космонавтах:

Можно ли забить гвоздь в космосе. Сергей Рязанский