Правда ли, что при получении запроса от собственника управляющая компания по закону может ответить ему в течение 30 дней?
В реале на некоторые запросы жителей компания, управляющая многоквартирными домами, может вообще письменно не отвечать. И за игнорирование не получит никакого наказания. Это в 2019 году неоднократно подтверждал Верховный Суд Российской Федерации (Постановление ВС РФ от 14 февраля 2019 г. № 88-АД19-1, Постановление ВС РФ от 15 февраля 2019 г. № 48-АД19-2, Постановление ВС РФ от 15 февраля 2019 г. № 88-АД19-2).
Высшая судебная инстанция, отменяя штрафы за нарушение Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», указала следующее:
1) обязанность по рассмотрению обращений граждан теми организациями, которые осуществляют социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, предполагается постольку, поскольку на них возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. Эту правовую позицию сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление КС РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П);
2) компания, управляющая многоквартирным домом, является обычным юридическим лицом, созданным для получения прибыли, и не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции.
Таким образом, правоотношения собственника помещений в МКД и УК носят гражданско-правовой характер, и нормы закона на предоставление ответа в течение 30 дней на них не распространяются. Зато распространяются положения других нормативных актов, которые устанавливают более короткие сроки ответов на запросы собственников помещений.
Согласно пункту 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, организация, управляющая МКД, обязана непосредственно при обращении потребителя провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
На основании пункта 152 вышеуказанных «Правил...» не позднее 12 часов с момента обращения в аварийно-диспетчерскую службу сотрудники управляющей компании должны составить акт по факту затопления квартиры.
В течение одного дня с момента регистрации запроса заявителю должна быть направлена ссылка на интернет-ресурс, где размещена общая информация об организации, управляющей МКД, ее финансовых показателях, указаны данные о характеристиках многоквартирного дома, услугах по его обслуживанию и тарифах на них, о проведенных общих собраниях и принятых на них решениях. Аналогичный срок установлен для предоставления заявителю показаний общедомовых приборов учета.
В течение двух дней с момента регистрации компания, управляющая МКД, должна отреагировать на заявление об изменении оплаты за содержание общедомового имущества, и в течение трех дней – на заявление о введении индивидуального прибора учета в эксплуатацию.
Такой же трехдневный срок установлен для предоставления заявителю копий актов о причинении ущерба, нарушения качества оказываемых услуг и поставки коммунальных ресурсов. В течение трех дней коммунальщики обязаны ответить на заявление о перерасчете платы за некачественно поставленные ресурсы.
Десять дней отводится частью 1 статьи 31 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», чтобы управляющая компания рассмотрела заявление об уменьшении стоимости некачественно оказанных услуг или компенсировала потребителю затраты на самостоятельное выполнение работ, которые обязаны были своевременно выполнить коммунальщики.
Список перечисленных примеров не является исчерпывающим, так как взаимоотношения собственников жилья с сотрудниками управляющих организаций регламентируют разные нормативные акты. Однако на основании пункта 38 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, все обращения и копии ответов на них должны храниться в течение трех лет со дня регистрации. За нарушение сроков предоставления ответов на жалобы и запросы граждан сотрудников управляющих компаний могут привлечь к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 35 «Правил..», утвержденных Постановлением № 416, запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе, на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
Сами понимаете, что лучшим вариантом является письменный запрос, дата получения которого документально зафиксирована.
Александр Шарашкин
©
P.S. О решении других проблемных вопросов в жилищно-коммунальной сфере вы узнаете в следующих выпусках канала "ЖКХ правда просто"