Профессиональные археологи это знают отлично, а для простых москвичей может быть секретом, что все Подмосковье было заселено уже 10 000 лет назад.
Наш район впервые попал на археологическую карту в 1826г., где отмечено несколько курганов высотой до 2,5м, располагающихся недалеко от деревни Матвеевское. Однако земли были уже населены
Эти племена назвали "дьяковской культурой" (по имени села Дьяково (совр. - Коломенское). Дьяковцев считают предками племени мерян, о которых мы знаем из древнерусских летописей. А славянские племена, о которых пишут уже летописи Киевской Руси, пришли на наши земли много позже - к 9 веку нашей эры.
Самые поздние находки на городищах, подобных Дьякову, датируются VI-VII вв. Потом на нашей территории наступает тишина в шестьсот лет. Почему дьяковцы покинули наши холмы задолго до прихода славян – загадка.
Археологическая наука гласит – с 5 по 9 века здесь никого не было!
Первым серьезным исследованием наших земель занялся историк-археолог М.В.Воеводский в 1924 году. Затем в 1939 г. на указанной территории археологические работы проводились И.К. Цветковой. Ими отмечены курганы, с указанием года раскопок, если он имеется, и количества могильников: деревня Сетунь (1, 2 – 1865 г.), деревня Давыдково (1935 г.), деревня Матвеевское (1, 2, 3), деревня Раменки (1, 2 – 1924 г., 3), село Очаково (1, 2, 3, 4, 5), село Аминьево (1, 2 – 1924 г.).
К 2006 году знаменитый академик и признанный эксперт по истории славян И.Н. Кренке составил полную карту найденных курганов, селищ и городищ на территории Москвы. Если курганы - это деревенские кладбища, то смотрите, как густо заселен был наш край в 12 веке!
На карте виден могильник у церкви Дмитрия Ростовского, построенной в селе Очаково и селище, на месте которого выросло село Очаково. После застройки ХХ столетия не осталось ни одного кургана в этой местности. При впадении в реку Сетунь речки Навекши, было найдено селище, из которой потом выросла деревня Аминьево. Судя по датировке находок, оно располагалось в этой местности с XIV – XVI веках.
А основные раскопки проводились спустя почти 100 лет, 1953- 1955г. проводила группа студентов под руководством канд ист. наук Г.П. Латышевой: ими было исследовано большое селище на левом берегу р. Раменки и раскопаны курганы на территории Матвеевского питомника и у станции Матвеевская.
В первом кургане было найдено два скелета, на пальце левой руки был медный широкий перстень, второй пластинчатый перстень лежал около предплечья.
Второй курган оказался женской могилой. На левом и правом висках были обломки трех простых семилопастных височных колец, одно маленькое пятилопастное с зубчиками наверху и одно проволочного плетения, служившее – скорее всего – для подвешивания семилопастных. У колец сохранились остатки витой шерстяной бахромы от головного убора, к которому эти колечки крепились. На шее лежали серебряный витой жгут (2х4 проволоки) и ожерелье из 9 янтарных бусин. Также на шее была медная сферическая пуговица с овальным ушком, бывшая застежкой для платья. На правое предплечье был надет бронзовый браслет.
На шее лежали серебряный витой жгут (2х4 проволоки) и ожерелье из 9 янтарных бусин. Также на шее была медная сферическая пуговица с овальным ушком, бывшая застежкой для платья. На правое предплечье был надет бронзовый браслет.
Наиболее характерный для вятичей предмет – 7-лопастные кольца. Это серебряные, бронзовые или медные украшения женских головных уборов, распространенные на территории расселения славян в XI-XIII веках. Их закрепляли около висков на лентах или ремешках, в волосах, иногда продевали в мочку уха, как серьги. По характерной форме височных колец археологи отличают вятичей от других славянских племен.
Во втором кургане располагалось двое мужчин и женщина. В головах лежали два литых нательных креста, бубенчик, мелкий рубчатый перстень и медные части пояса: две лировидные пряжки с язычками под ремень, поясное кольцо с обоймой для ремня и восемь ромбических бляшек с рельефным орнаментом и со шпенечками для прикрепления к ремню.
В насыпях курганов встречались угольки, черепки горшков и кости животных – остатки поминальной тризны, происходившей на кургане после погребения.
Отношение вятичей к христианской религии было сложным.
Вплоть до 12 века на наших землях сохранялось язычество, о чем писала даже знаменитая киевская летопись «Повесть временных лет» (начало XII века): «И если кто умирал, то устраивали оп нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи». Считается, что окончательно христианство в землях вятичей укрепилось только к XV веку.
Однако в 1954 году раскопки не закончились. Через 20 лет, в 1975 г., школьниками из кружка Центрального дворца пионеров под руководством А.А. Юшко в 400 м к юго-востоку от населенного пункта Матвеевское на левом берегу р. Раменки было обнаружено селище, получившее название Матвеевского.
В 1997-2000 гг. исследования Матвеевского селища продолжило археологическое сообщество МГУ, под руководством Н.А. Кренке, которое обнаружило рядом с Матвеевским селищем еще одно, получившее название Матвеевское селище-2.
Оно находится в 950 м востоко-северо-востоку от ст. Матвеевская, на узком вытянутом мысу правого коренного берега р. Раменки, при впадении в нее ручья.
Находки оказались ошеломляющие! Помимо керамических черепков, удалось установить четкие размеры древнего поселения: 40х50 м. и возраст.
Первые жители заселились на это место около 500 лет до н.э. ! И это самые древние поселенцы нашего района
Если допустить, что “курганный период” длился в районе Москвы 150 лет (XII - первая половина XIII в.), то такое количество курганов должна была оставить группа со средней численностью 900 человек.
К 2020 году в нашей районе осталось три селища, которые изучают археологи МГУ (Матвеевское, Матвеевское-2 и нетронутое Очаково-1, найденное при строительстве метро "Мичуринский проспект".)
Неужели все потеряно?
Ни одного большого кургана, о котором пишет Латышева (12 м. в поперечнике и 2, 5 метра высотой), не осталось - все распахано в советское время или ушло под застройку в 90-е годы.
Единственное, где можно сейчас увидеть древние памятники - Тропаревский лесопарк (около 500м. со стороны Никулинской улицы), на карте Кренке /см выше/ это курганная группа 61.
Как вы считаете, нужно ли нам облагородить территорию парка и сделать доступ к курганам достопримечательностью или лучше не трогать память умерших? Напишите мне ваше мнение в комментариях.
Материал создан на основании книги "Очаково-Матвеевское. 5000лет истории", фото-репродукций отчета Латышевой, частных коллекций и открытых источников.
Ставьте лайк, если было интересно узнать про историю нашего герба, ну и подписывайтесь на канал, чтобы дальше читать о краеведении Очаково-Матвеевское.