Лингвисты, в частности об этом пишет Виноградов В.В., уже уходят от попытки изучать предложения, они теперь изучают высказывание. Любое высказывание это предложение, но не любое предложение есть высказывание. Потому что в одном предложении может содержаться несколько высказываний, например, «Друзья пошли в кино, в торговый центр». Предложение одно, а высказываний несколько, «Друзья пошли, а не кто-то еще, друзья не поехали, а пошли, друзья пошли в кино, а не в театр, и наконец, друзья пошли в кино, именно в торговый центр, а не в кинотеатр». Как видите, высказываний - сообщений четыре, предложение одно, на чем сделать акцент, что главное, что второстепенное, смысл сообщения зависит от акцента. Как поставить акцент? Если вы скажете, «в торговый центр, в кино пошли друзья», у слушающего сразу в голове возникает образ торгового центра со всеми отсюда вытекающими последствиями, потом дорисовывается кинозал, потом мы узнаем о друзьях.
Это предложение с четырьмя сообщениями безобидное, но есть и другие, ваши сообщения о которых вы хотите сказать и как вы их скажите, где вы поставите акцент в предложении, зависит то, как это воспримут слушающие. Похоже на микро манипуляции сознанием, да?
Пример, на тренинге по психологии общения, в одном из экспериментов, я делил группу учащихся на две и одной группе говорил, так чтобы не слышала другая, - у меня в Москве есть однокомнатная квартира, маленькая, в таком-то районе. А в другой группе говорил, так чтобы не слышала первая, - у меня в Москве есть маленькая однокомнатная квартира в таком-то районе. После чего просил и тех и других указать метраж квартиры, то, что первым пришло в голову, так вот, в итоге, в первой группе метраж квартиры был больше, это там, где я сначала сказал о квартире, а во второй группе метраж квартиры был меньше, это там, где я сначала сказал, что маленькая квартира. Результат считался в среднем. Акценты делают свое дело.
А сами высказывания или сообщения имеют два типа, информационные – задача сообщить информацию, и верификативные, так вот эти верификативные сообщения они носят информационно - оценочный характер, часто подтекстовый. Например, во фразе «Слава Богу, ты пришел!» сама информация «ты пришел» передается Диктумом, а остальное сообщение передается Модусом, который сопровождает основную информацию, то есть Модус как дама ходит под ручку с Диктумом и сопровождает его, так всегда бывает в верификативных отношениях.
Получается, что Диктум сам по себе, то есть голая информация, может существовать, а Модус нет, потому что нечего интерпретировать, нет информации. Модус это одежда для Диктумума, то есть информации и, вот, как вы будите одевать свое сообщение, во что, это вопрос для размышлений. В русском языке порядок слов свободный, но это на первый взгляд… Об этом мы уже говорили, когда вставал вопрос о видимости отношения оратора в его сообщении того или иного факта.
Кстати, еще пару слов, об эмоциональном построении предложений, если вы хотите дать эмоций, с учетом того, что мы сейчас говорим, лишь о тексте, его структуре, вам нужно использовать слова, понятия, которые относятся непосредственно к личности, называть имена этих личностей, соответствующие прилагательные, озвучивать детали и подробности личного характера.
В самом же построении предложений, также важную роль играют и междометья и союзы. И, вот что пишут, основатели нейролингвистического программирования Джон Гриндер и Ричард Бэндлер, цитата, «длинные фразы, где вместо точек союз «и» вводят человека в состояние транса, самое наилучшее состояние для внушения, а так же не употребление отрицаний делает то же самое», конец цитаты.
Я проверял, это работает, правда, не на каждом.
Статья "Содержание публичной речи. Стиль."
Статья "Содержание публичной речи. О тексте (сообщении)".
Статья "Содержание публичной речи. О словах"
Статья "Страх публичных выступлений. Причина №1. Невроз".
Статья "Страх публичных выступлений. Причина №2. Самооценка".
Статья " Содержание публичной речи. Закон оптимальной мотивации"