Найти в Дзене
Татарские истории

Еще раз о татарах и башкирах

Татары и башкиры - это абсолютно разные в ментальном отношении народы. Это вероятно исходит из их разного происхождения. Очень сильно при этом веселит желание обоих народов претендовать на тюркскую чистоту, хотя и у того, и у другого народа превалируют явно не тюркские генетические корни. Просто набор этой превосходящей примеси разный. Татары - в большей части явно наследники местной оседлой культуры, а башкиры - это наследники кочевой культуры, но скорее не тюркской, а народов Севера. Однако татар и башкир сближает родство языков, причем они близки настолько, что смотрятся как диалекты одного языка. Если взять культуру, например кулинарию, то там масса общего наследия, которое невозможно разделить. Кто и что создал первым уже невозможно определить, да и нет никакого желания. Если один и тот же предмет или элемент духовной культуры, татары называют татарским, а башкиры башкирским у меня это не вызывает никакого протеста. Потому, что и те и другие правы. Впрочем иногда ошибаются и те и

Татары и башкиры - это абсолютно разные в ментальном отношении народы. Это вероятно исходит из их разного происхождения. Очень сильно при этом веселит желание обоих народов претендовать на тюркскую чистоту, хотя и у того, и у другого народа превалируют явно не тюркские генетические корни. Просто набор этой превосходящей примеси разный. Татары - в большей части явно наследники местной оседлой культуры, а башкиры - это наследники кочевой культуры, но скорее не тюркской, а народов Севера.

Однако татар и башкир сближает родство языков, причем они близки настолько, что смотрятся как диалекты одного языка. Если взять культуру, например кулинарию, то там масса общего наследия, которое невозможно разделить. Кто и что создал первым уже невозможно определить, да и нет никакого желания. Если один и тот же предмет или элемент духовной культуры, татары называют татарским, а башкиры башкирским у меня это не вызывает никакого протеста. Потому, что и те и другие правы. Впрочем иногда ошибаются и те и другие называя своим взятое у соседних удмуртов, марийцев или представителей других народов.

Кстати, от того, что Шишкин лес под Елабугой назвал русским, он для меня не перестал быть татарским, от того, что кто-то решил, что береза - это русское дерево, она не перестала для меня быть деревом моего народа. А все потому, что много у нас общего и с русским народом, а они это общее типа "застолбили". Тоже самое касается и всего, что близко татарскому и башкирскому народу. А потому веселят, попытки некоторых деятелей по этому же сценарию "застолбить" общие для татар и башкир элементы культуры. Типа того, "Как это - татары тоже пчеловодством занимаются? Ну это у нас, у башкир переняли". Ну оно и понято, мед ведь с пчелами башкиры в степи придумали. Татары тоже не унимаются пытаясь разделить общее наследие.

Раздражают и попытки убедить всех в том, что татары и башкиры - это один народ. Такое как правило чаще исходит от татар. На мой взгляд это признак неуважения и не желания замечать явные различия между двумя соседними народами. Более того, я избегаю фраз типа "братский народ", поскольку нет никакого желания к кому бы то ни было набиваться в братья. Без всяких братний я тепло отношусь к башкирам, а их в моем окружении немало. Но и попытки некоторых башкир обидеть татар без внимания не оставлю, подбирая адекватные слова на шизоидные выпады.

Татаро-башкирские терки - это очень классная тема для доброго юмора. Однако здесь нужно быть очень аккуратным. Иногда шутки типа башкиры - это дикие татары, просто не уместны, еще хуже когда такие шутки татары начинают принимать за чистую монету, не замечая как оскорбляют башкирских собеседников, очень часто абсолютно этого не заслуживших.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, а также читайте:

Несколько мыслей о политической борьбе в Татарстане

О том такие сакалиба и причем тут татары?