Сейчас многие СМИ говорят о том, что стоимость бензина для нефтяников ушла в минус. Но многим людям непонятен механизм такого ухода, ведь нефть стала намного дешевле, а бензин если и подешевел, то на пару копеек. Так вот сегодня я простым языком объясню, что именно происходит.
Нефтяники и бензинщики одно и то же
Очень часто у нас пытаются как-то разделить нефтедобытчиков, нефтеперерабытавающие заводы (производителей бензина) и розничных продавцов. Но в большей части это плюс/минус одни и те же лица. Так, например, Роснефть добывает нефть, производит бензин и продает его, контролируя, по сути, весь путь от скважины до бака. Весь рынок АЗС довольно давно и почти полностью поделен несколькими монополистами и говорить о его независимости не приходится, надо это признать.
Государство впервые в плюсе
В недавнем прошлом, а именно год назад мы слышали о том, что дела совсем плохи и бензин-то вот-вот сильно вырастет в цене из-за высокой стоимости нефти, ведь нашим производителям выгодно продавать его за границу т.к. там он дороже. Но наше правительство выручает нас и субсидирует нефтяников, удерживая стоимость бензина.
Тут речь шла о демпфере или механизме регулирования цен на топливо. Суть его очень проста, чем выше стоимость нефти, тем меньше государство берет акцизов с производителей бензина. И наоборот, чем бензин дешевле, тем больший процент забирает государство.
- Для простоты приведу пример: при нефти в 65 за бочку и стоимости бензина 40 за тонну, себестоимость бензина 38 за тонну, а сборы государства 2.
- При стоимости нефти 20, тонна бензина стоит все те же 40, но сборы государства за нее уже 42. Так сработал демпфер, при сильном падении нефть сильно выросли акцизы. Надо сказать, что бюджет именно сейчас получает прибыль, а не субсидирует нефтяников.
Отпустят ли цены на бензин
Если отпустить цены на бензин сегодня, то по всем законам рынка они должны упасть, но тут цены снова держатся демпфером. Изначально этот механизм был создан для защиты как производителей, так и потребителей и для удержания как доходов у производителя, так и стоимости для потребителя.
До недавнего времени ситуация на рынке была такова, что демпфер был выгоден нефтянке и невыгоден бюджету. Сейчас кое-то изменилось и в бюджет хлынули денежки. Для потребителя ничего особо пока не изменилось. Ну разве что заправщики снизят маржинальность(наценки), но с учетом их аффилированности с производителями и высокими издержками (низкий спрос и высокие текущие расходы на содержание АЗС) я бы сильно на падение цен не рассчитывал. В принципе об этом уже даже писал. Да и покупают АЗС бензин не дешевле чем раньше.