Найти тему
Lomonosov Research

Research/Innovation #16: Ошибочные решения семь-девять, или Выдержки из “Десяти лет великих потрясений” Н.И.Рыжкова (часть IV)

Сегодня в рубрике “Исследования” на Lomonosov Research, как и было нами анонсировано в предыдущей публикации Research/Innovation №15 от 14.04.2020, мы продолжим знакомиться с перечнем ошибочных стратегических управленческих решений в деятельности “руководства страны, ее Правительства тех лет...”[1] (далее - высшее звено государственного управления), представленным Н.И.Рыжковым в самоисследовании (самообследовании) “Десять лет великих потрясений” (далее - Докладе) за период его премьерства с 27.09.1985 по 14.01.1991.

Каким же было по результатам самоисследования (самообследования) седьмое ошибочное решение? Напомним, что в стране раскручивалась двенадцатая пятилетка 1986-1990 гг., “на смену старой хозяйственной “гвардии” постепенно приходила новая. Кадры менялись во многих эшелонах руководства народным хозяйством… народное хозяйство в том году (прим. автора: 1986), пусть не гигантскими шагами, но весьма прилично двигалось вперед (прим. автора: 4 процента), а не назад… и магазинные прилавки 86 года, и цены были вполне сопоставимыми со средней зарплатой”[2].

Далее. “В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой. Доклад, как всегда, делал Генеральный секретарь. Выделяю Пленум среди многих других только потому, что он подводил итог крупномасштабного экономического эксперимента 1984-1986 годов, начатого еще при Андропове. Пленум положил начало новому этапу реформирования экономики, повсеместному практическому воплощению разработок Совета Министров и его помощников-ученых, экономистов, производственников, руководителей отраслей и республик… Мне не нравилось в названии доклада слово “коренная”, ибо корни-то - общественную собственность на средства производства, плановое управление народным хозяйством - как раз мы не рубили”[3].

В ходе подготовки к этому Пленуму “всю первую половину 1987 года Совет Министров усиленно работал над подготовкой соответствующих предложений. В Правительстве было организовано несколько групп по созданию этих документов, учитывающих специфику различных областей экономики… которые затем оформлялись в виде проектов Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР… В конечном итоге было подготовлено одиннадцать постановлений. Начинался их пакет проектом постановления о совершенствовании работы Совета Министров СССР по реализации экономической стратегии и заканчивался проектом постановления о совершенствовании деятельности республиканских органов управления. Двенадцатым, точнее, первым по значимости был проект Закона о государственном предприятии”[4]. Другими словами, базовый элемент инфраструктуры государственного управления (нормативно-правовая компонента) был проработан.

Погрузив в контекст, представим седьмое ошибочное решение, которое Н.И.Рыжков считает едва ли не самым чувствительным и болевым - механизм цен и процесс ценообразования. “Уверен: главной нашей ошибкой было то, что мы разорвали цепь реформ как раз в этом, основном звене. Помните, вместе с Законом о госпредприятии мы приняли пакет документов, среди которых было и постановление о ценах? Ведь многие отрасли промышленности, особенно предприятия сельскохозяйственной переработки, работали в убыток, и государство мощно дотировало… Осенью 87-го мы настойчиво ставили вопрос о реформе ценообразования: давайте переходить на новые цены - оптовые, закупочные, розничные… Не настоял. И это было крупной ошибкой”[5].

Потом. В ходе реформы внешнеэкономических связей, в результате которой монополия Министерства внешней торговли на внешнеэкономическую деятельность была прекращена, так как в августе 1986 года 20 министерств и 60+ крупных хозяйственных предприятий, уже работавших на хозрасчете, получили право выходить на внешний рынок. При этом в Совете Министров было создано отдельное подразделение (прим. автора: Государственная внешнеэкономическая комиссия во главе В.М.Каменцевым, бывшим Министром рыбного хозяйства СССР в период 1979—1986 гг.), “которое должно было вырабатывать общую политику в осуществлении внешнеэкономических связей и координировать деятельность тех ведомств, которые выход за рубеж уже имели. Я имею в виду Министерство внешней торговли, Внешэкономбанк, Торговую палату, Интурист”[6].

Введя дополнительный контекст, представим восьмое ошибочное решение, которое было реализовано на третьем году с момента начала осуществления реформы внешнеэкономической деятельности посредством инициации в апреле 1989 года системы регистрации с количеством участников около 50 (прим. Н.И.Рыжкова: много), то есть, по сути, площадок, что “неизбежно вело к плохой управляемости процессом вывоза, злоупотреблениям, к ущемлению прав республик, на территории которых находились запасы сырья или же предприятия, входившие в юрисдикцию Центра. Надо было создавать союзно-республиканский лицензионный комитет, который в своей политике учитывал бы интересы всех - и продавца, и государства, и территории. Мы над этим уже работали. Увы, не успели! Политика, как известно, и лицензирование развела по территориальным интересам”[7].

Девятое ошибочное решение вытекало из недостатков в системе внутреннего контроля за надлежащим исполнением поручений Правительства. Здесь хотелось бы привести в качестве примера поручение Правительства по разработке и утверждению Устава кооператива “АНТ” (Автоматика, Наука, Технология), которым хоть непосредственно и занималось Министерство авиационной промышленности, однако проблема вытекала именно из формально утвержденной редакции Устава кооператива “АНТ”, согласно которому последний имел право осуществлять экспортно-импортные операции со средствами вооружения, которые, в свою очередь, были исключительной прерогативой Правительства и могли быть санкционированы только за подписью его главы.

Резонансное уголовное дело начала 1990-х годов над руководством кооператива “АНТ” по обвинению последнего в контрабанде 12 танков «Т-72» за рубеж, привлекло внимание широкой общественности благодаря статье “Спрут под семафором” в газете “Советская Россия” от 14 января 1990 года. Расследование дела было поставлено на особый контроль в ЦК КПСС, ходу расследования было посвящено внеочередное заседание Президиума Совмина СССР, состоявшееся 12 марта 1990 г. Между тем, на проходившем в это же время Третьем съезде народных депутатов (12-15 марта 1990) А.А.Собчак публично высказал предположение о причастности Правительства Рыжкова к коррупции, на которое Н.И.Рыжкову пришлось ответить и ответ был дан в ультимативной форме: “Или дайте нам возможность работать, или мы подадим в отставку… Посмотрите, что делается в стране?... Я убежден, что никакой сильный Президент, никакой сильный президентский кабинет не будет работать, если не будут работать еще две составные: это - исполнительная власть - сильное Правительство… и, конечно, - судебная власть. Поэтому, если нам нужно Правительство, причем сильное Правительство, то надо его поддерживать”[8].

Спасибо, что дочитали нашу статью!

(продолжение следует)

Автор: Надежда Владимировна Макогонова, руководитель исследовательского Проекта IHGResearch, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.

P.S. Заполнить онлайн-анкету третьей “волны” межсекторального экспертно-аналитического исследования “Индикаторы здорового администрирования”, внести свой вклад в доказательное управление, ознакомиться с результатами исследования и прочее можно на сайте: https://www.lomonosov-research.com.

[1] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 6

[2] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 192-193.

[3] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 193.

[4] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 193.

[5] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 249.

[6] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 260-261.

[7] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 262-263.

[8] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. - М.: Ассоциация “Книга.Просвещение.Милосердие”, 1995. C. 271-275.