В Великобритании, по всей видимости, в ближайшие дни закроется сделка по покупке футбольного клуба "Ньюкасл Юнайтед" крупнейшим суверенным фондом Саудовской Аравии. Детали сделки окончательно станут известны после официального подтверждения, пока же в разных источниках фигурирует сумма в размере 300 млн. фунтов стерлингов (374 млн. долл.).
Несомненно, покупка футбольного клуба, и наверняка серьезные инвестиции в ближайшие годы направлена на так называемую спортивную дипломатию и продвижение образа благоденствия КСА в мире. Кроме того, вложение скорее всего будет действовать по разработанным другими инвесторами из Залива схеме. Сначала это покупка футбольного клуба, затем подписание лучших игроков мира. После чего королевство будет использовать клуб в качестве координационного центра для всего саудовского представительства - от продвижения национальных авиакомпаний, до позиционирования в качестве туристического направления(в контексте развития этой отрасли, все более актуально).
Сделка широко обсуждается общественностью Англии и далеко не все рады такому инвестору. Несмотря на положение дел в клубе (команд идет на 13 месте, и давно не хватает звезд с неба) и дико непопулярного владельца, часть болельщиков так же высказываются против сделки о продаже клуба Саудовскому фонду. Причины такого положения известны и в основном в обвинениях фигурируют "грязные деньги", нарушения прав человека в КСА, вспоминают и жестокое убийство журналиста Хашшогги в Стамбуле.
Это далеко не первая английская команда, переходящая во владение представителями стран Залива. Более того, в Премьер Лиге и на сегодняшний день есть "Шеффилд Юнайтед"(успешно проявляющий себя в этом сезоне), управляемый саудовским принцем Абдуллой, главой крупнейшей бумажной компанией в ССАГПЗ.
В свою очередь покупка Ньюкасла - это прямая связь с МБС и очень серьезное вложение со стороны PIF (Public Investment Fund). Окупится ли данное вложение мы узнаем позже, пока, если сделка состоится, то можно с уверенностью сказать, что рискованные инвестиции в моменты кризисов остаются частью стратегии фондов КСА на внешнем рынке.