Не каждая книга получает свою экранизацию. Не каждая книга становится культовой. Роман «На Западном фронте без перемен» немецкого писателя Эриха Марии Ремарка был экранизован трижды (!) и вошел в число наиболее значительных произведений о войне.
Рассказчик - Пауль Боймер. Пауль - простой солдат и в его подразделении все такие же простые люди: крестьяне, рабочие, рыбаки, студенты, вчерашние школьники. Бесконечно тянутся тяжелые "окопные" будни. Смерть поджидает героев на каждом шагу, а из полутора сотен солдат в роте в строю остается чуть более тридцати человек.
Боймер отправляется в отпуск. То, что грезилось воинской доблестью, то, во что он верил в школе, оказывается не более чем красивой оберткой страшной реальности. Он не может говорить о войне с другими людьми. Мимолетное утешение Пауль получает лишь в кабаках и в собственной комнате.
Вернувшись из отпуска Бойер узнает, что многие товарищи его убиты, а из его большого класса остался лишь он один...
Книга оставляет гнетущее ощущения полной бессмысленности войны, как явления. В какой-то момент прочтения вдруг резко приходит осознание ужасающей катастрофы миллионов судеб - целого поколения, а смерть кажется избавлением. Идея о навсегда утраченном поколении звучит в легендарной реплике Боймера:
Допустим, мы останемся в живых; но будем ли мы жить?
«На Западном фронте без перемен» - сильная книга. Сильна она не только реалистичностью, но и прекрасно проработанными персонажами, прописанными сценами. О таких произведениях принято говорить, что после них "ваша жизнь не станет прежней". И это действительно так.
Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии роман и фильм по его мотивам (1930) были запрещены. Фашисты клеймили автора пораженцем, а книгу находили "предающей героев мировой войны". Огромное количество экземпляров романа было сожжено во время "Акций против негерманского духа", в том числе 30 мая 1933 года, где было уничтожено более 30 тысяч томов "подрывной литературы".