Найти тему
Дмитрий Садуллаев

История узбекистана "Бронзовый век"

Бронзовая эпоха	Править
Бронзовая эпоха в истории Узбекистана охватывает III—ранние века I тысячелетия до н. э.

Характеризуется тазабагьябской культурой, характерной для стоянок скотоводов степной зоны в районах сезонных водоёмов, степях и пустынях Приуралья, Казахстана и южной Сибири. Наряду со стоянками тазабагьябской культуры, в районе Джанбаскала Я. Г. Гулямовым обнаружена стоянка поздней бронзы, названная суярганской культурой. Для этого периода характерно разделение труда на скотоводов и земледельцев. Появляется имущественная дифференциация. Увеличивается значение мужского труда и, собственно, влияние мужчин. Слабая изученность периода бронзы не позволяет точно датировать начало периода обработки меди в Узбекистане, однако количество древних горных выработок встречаются почти во всех горных массивах.
Бронзовая эпоха Править Бронзовая эпоха в истории Узбекистана охватывает III—ранние века I тысячелетия до н. э. Характеризуется тазабагьябской культурой, характерной для стоянок скотоводов степной зоны в районах сезонных водоёмов, степях и пустынях Приуралья, Казахстана и южной Сибири. Наряду со стоянками тазабагьябской культуры, в районе Джанбаскала Я. Г. Гулямовым обнаружена стоянка поздней бронзы, названная суярганской культурой. Для этого периода характерно разделение труда на скотоводов и земледельцев. Появляется имущественная дифференциация. Увеличивается значение мужского труда и, собственно, влияние мужчин. Слабая изученность периода бронзы не позволяет точно датировать начало периода обработки меди в Узбекистане, однако количество древних горных выработок встречаются почти во всех горных массивах.

«	Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Амударьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.
Памятники этой эпохи очень схожи с памятниками бронзовой эпохи в Поволжье, Украине и Западной Сибири, а сходство с ранее упоминавшейся анаутской культурой отсутствует. По технике, орнаменту и формам изготовления глиняной посуды бронзового периода, она очень близка к памятникам андроновской, срубно-хвалынской и катакомбной культур эпохи бронзы в СНГ.
« Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Амударьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным её заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии. Памятники этой эпохи очень схожи с памятниками бронзовой эпохи в Поволжье, Украине и Западной Сибири, а сходство с ранее упоминавшейся анаутской культурой отсутствует. По технике, орнаменту и формам изготовления глиняной посуды бронзового периода, она очень близка к памятникам андроновской, срубно-хвалынской и катакомбной культур эпохи бронзы в СНГ.



В среднем течении Амударьи в первой половине II тысячелетия до н. э. развивался целый ряд значительных центров, таких как Саппали-Тепе, Джаркутан, Кучук-тепе. Джаркутан представлял собой протогород площадью 4 гектаров. Изу­чены мас­сив сплош­ной жи­лой за­строй­ки, на го­ро­ди­ще — «храм ог­ня» (плат­фор­ма с ал­та­рём в цен­тре, ок­ру­жён­ная пря­мо­уголь­ной сте­ной с баш­ня­ми), дво­рец и при­мы­каю­щее кре­по­ст­ное со­ору­же­ние, 1500 по­гре­бе­ний. Город был покинут в конце II—начале I тысячелетия до н.э.

Первая половина I тысячелетия до н. э. является переходным периодом характеризующейся выработкой орудий труда из железа. Данный период освещён не только по вещественным памятникам, но и по древним письменным источникам Китая, Ирана, Греции и др.
В среднем течении Амударьи в первой половине II тысячелетия до н. э. развивался целый ряд значительных центров, таких как Саппали-Тепе, Джаркутан, Кучук-тепе. Джаркутан представлял собой протогород площадью 4 гектаров. Изу­чены мас­сив сплош­ной жи­лой за­строй­ки, на го­ро­ди­ще — «храм ог­ня» (плат­фор­ма с ал­та­рём в цен­тре, ок­ру­жён­ная пря­мо­уголь­ной сте­ной с баш­ня­ми), дво­рец и при­мы­каю­щее кре­по­ст­ное со­ору­же­ние, 1500 по­гре­бе­ний. Город был покинут в конце II—начале I тысячелетия до н.э. Первая половина I тысячелетия до н. э. является переходным периодом характеризующейся выработкой орудий труда из железа. Данный период освещён не только по вещественным памятникам, но и по древним письменным источникам Китая, Ирана, Греции и др.