Детсады очень популярны в России – почти 85% малышей до семи лет посещают детский садик. Здесь ребят обещают занять играми и уроками, научить рисовать, петь, танцевать, а еще общаться со взрослыми и сверстниками, решать конфликты и дружить. Однако не всегда педагоги детсадов оправдывают эти ожидания, и вместо образованных и воспитанных детей родители обнаруживают драчунов-хулиганов или плачущих и болеющих детей. В чем же проблема – в некомпетентности воспитателей или в неустойчивости системы дошкольного образования?
«Пусть мама услышит, пусть мама придет»
Психологи утверждают: чтобы малыш комфортно чувствовал себя в детском саду, он должен психологически быть готов к этой системе. Лучше всего перед тем, как записать ребенка в детсад, проконсультироваться со специалистом. Но некоторые признаки готовности малыша к садику вы сможете увидеть сами. Если ребенок не хочет идти в детский сад, все утро плачет и отказывается от завтрака – скорее всего он боится долгой разлуки с родителями. Взрослым нужно помнить: некоторые дети 3-5 лет в силу возраста не могут понять, что родители обязательно придут за ними вечером. Если без детского садика не обойтись, то можно дать ребенку какую-то небольшую вещь из дома или любимую игрушку, которую не страшно потерять или сломать – так малыш будет чувствовать себя спокойнее.
Также не пытайтесь сразу отдать ребенка в садик на весь день – ему нужно время, чтобы привыкнуть к новому коллективу. Это для него настоящая работа, от которой он будет сильно уставать. Специалисты советуют первые несколько месяцев оставлять малыша в саду лишь до сончаса. Увеличивать время пребывания ребенка в садике стоит только убедившись, что он готов пробыть с воспитателем до вечера.
«Бескозырка белая, в полоску воротник»
После завтрака и занятий в группе дети ждут от воспитателя заветные слова: «Идем на прогулку». Малыши бегут к своим шкафчикам и тут начинается самое сложное: попробуй-ка одеть такую ораву, да так, чтобы никто из них не вспотел и не замерз! Обычно те, кто умеет одеваться сам, стоя в куртках подолгу ждут тех, кому воспитатель надевает колготки, носочки и кофточки. Поэтому задача родителей перед детским садом научить ребенка одеваться самому, но объяснить, что куртку нужно надевать только тогда, когда большинство уже будут готовы. Иначе взмокший в раздевалке ребенок, выйдя на улицу, моментально простудится.
«Мы поссоримся – и помиримся»
Некоторые дети неизбежно становятся в детской группе изгоями. Чаще всего это те дети, которые не умеют общаться с другими: дерутся, обзываются, отбирают игрушки. Но бывает, что ребенок попал в немилость коллектива случайно – его не поняли и ненароком обидели. Чаще всего воспитатель не будет разбираться в этой проблеме: у него просто нет на это времени. Родителям стоит дома заранее подготовить ребенка к подобным ситуациям: можно сказать, например, что если кто-то не хочет с ним играть, можно пообщаться с другими или предложить игру поинтереснее. А вообще, я заметила: в семьях, где взрослые дружелюбны, просты в общении, легки на подъем, растут самые общительные и светлые дети. Поэтому, как гласит пословица, не воспитывайте детей. Воспитывайте себя!
«Много нас, а он один»
Если у вас есть дети, то вы прекрасно понимаете смысл выражения «за ним только глаз да глаз». То уронит что-нибудь со шкафа, то полезет пробовать недоваренный суп и обожжется… А теперь представьте, что на весь день вы останетесь с 25-ю детьми. У них разное воспитание, привычки и желания. И за каждого вы в ответе!
После нескольких месяцев работы воспитателем, я поняла: научатся ли дети рисовать кружок кисточкой или дружно петь песню про маму – не так важно, как то, чтобы все они были здоровы. Несмотря на СаНПиН, пожарную охрану и другие предосторожности, в детском саду – особенно на прогулке – малыши легко найдут для себя гору опасностей. Уследить за всей гурьбой воспитателю сложно, да и работы у него на улице всегда много: то нужно украсить веранду к празднику, то подмести участок. Поэтому родителям просто необходимо рассказать детям, почему так важно оставаться у воспитателя на виду, не убегать от своей группы, не залезать на заборы. Не забудьте объяснить, как безопасно лазать на турниках, съезжать с горки и играть в песочнице.
«К четырем прибавить два, по слогам читать слова»
Каждый день в детском саду после завтрака и полдника наступает тишина – во всех группах идут занятия. Там малыши знакомятся с буквами, цифрами и окружающим миром. Такие «уроки» требуют усидчивости, внимательности и интереса к учебе – этими качествами, к сожалению, обладают не все дошкольники.
Не стоит надеяться, что в детском саду ребенок получит необходимые для школы навыки. Некоторые малыши могут отказаться общаться с педагогом, болтать с друзьями и даже срывать занятия – в этом нет вины воспитателя. Такое поведение говорит о психологической неготовности ребенка к занятиям детсада, в чем нет ничего плохого для его развития. Поэтому, по возможности, старайтесь чаще заниматься с ребенком дома – вы лучше знаете, как ваш ребенок привык узнавать новое.