Пандемия COVID-19 помимо очевидного негативного влияния на экономику заставила многие компании пойти на вынужденный массовый эксперимент по переводу сотрудников на удаленку. Как это повлияет на рынок труда и вернемся ли мы все к привычному режиму работы после окончания карантина?
Несмотря на объявленные президентом каникулы, многие компании продолжили свою работу в апреле. По данным апрельского исследования YES GROUP [i] , только 39% россиян сейчас не работают, остальные продолжили свою работу в офисе / на производстве (26%) либо удаленно (35%). Люди по-разному отнеслись к вынужденному переходу на дистанционный формат работы, но большинство – 53% работающих сегодня удаленно - хотели бы продолжить и в дальнейшем работать в этом режиме.
Пойдут ли на это работодатели? Казалось бы, плюсы здесь очевидны – можно здорово сэкономить на аренде офисного пространства, на сокращении количества больничных и отгулов, а также повысить лояльность сотрудников. Но есть и сдерживающие факторы: уровень готовности IT-инфраструктуры бизнеса и ее безопасности, невозможность организовать рабочее место вне офиса и уровень компетенций сотрудников. В целом же наиболее подготовленными к переходу на удаленку оказались сферы «ИТ/Телекоммуникации», что очень логично:)), «Товары народного потребления (производство и продажа)», «Онлайн-ритейл», «Фармацевтика/ медоборудование», а также «Финансы/инвестиции/страхование» и «Профессиональные услуги и консалтинг».
По отзывам топ-менеджмента ведущих торговых и производственных компаний можно говорить о том, что проактивные руководители, обеспеченные необходимой ИТ-инфраструктурой, эксперимент считают успешным и планируют активно использовать гибкие формы занятости и после завершения пандемии (чуть позже опубликуем подборку реальных кейсов - не пропустите, подписывайтесь на канал).
Эффективность удаленной монотонной работы научно доказал еще в 2013 Николас Блум и его коллеги из Стэнфордского университета на базе эксперимента с сотрудниками колл-центра китайской туристической компании СTrip. Эксперимент длился 9 месяцев и показал, что производительность работавших дома выше на 13 % звонков больше, из которых 9% благодаря сокращению продолжительности перерывов и больничных, и 4% за счет большего количества звонков в минуту. Также "домашняя работа" повысила удовлетворенность сотрудников и снизила текучку. После эксперимента более половины сотрудников перешли на удаленку по собственному желанию и стали приносить компании на 22% прибыли больше. Узнать подробнее об эксперименте можно по ссылке.
Что же касается работников умственного труда и представителей творческой сферы, то здесь чрезвычайно важен анализ факторов, влияющих на производительность труда, включая культуру труда, систему мотивации, инфраструктуру, долю командной работы, уровня самодисциплины и т.п. В общем требуется тонкая настройка и гибкая система управления.
Как оценивают удаленку сотрудники? По данным YES GROUP почти половина работающих удаленно отметили снижение эффективности работы: домашние дела и члены семьи мешают сконцентрироваться, затруднена коммуникация с коллегами и партнерами и т.д. При этом 14%, в основном работники в возрасте до 35 лет, отметили повышение эффективности, в первую очередь за счет экономии времени на дорогу и более удобного графика.
Важно помнить, что в России опытом удаленной работы до пандемии могли похвастаться не более 31% по данным HeadHunter от 2019 г. Поэтому для подавляющего большинства это первый опыт, который требует адаптационного периода и активного развития навыков самоорганизации.
Чем в основном привлекает людей удаленная работа? 80% работающих удаленно указали, что у них стало больше свободного времени. В основном люди посвящают это время домашним делам, общению с семьей, сну и развлечениям. Однако, помимо этого, часть дополнительно появившегося времени респонденты уделяют собственному развитию: читают книги (35%), проходят образовательные курсы (19%), а 13% уделяют время рабочим вопросам.
Пандемия COVID-19 трансформирует наш мир, мышление, ценности, потребительское поведение и однозначно изменит мнение бизнеса об эффективности удаленки и областях ее применения. Если раньше собственники и топ-менеджеры оправдывали свою неготовность организовать дистанционный формат работы ложными мифами о его непродуктивности, то теперь многие компании смогли на практике оценить его преимущества.
"Безусловно, не всех ждут вдохновляющие итоги, однако немало компаний будут стремиться оптимизировать затраты за счет перехода на удаленный формат занятости. Более того пандемия вынудила и сотрудников выйти из зоны комфорта и оценить свои возможности благодаря удаленке. Позитивный опыт обеих сторон существенно упростит процесс внедрения гибких форм занятости: часы или дни работы из дома, концепции «мобильного рабочего места», дистанционный формат сотрудничества и т.д. " - комментирует Андрей Добровольский, директор по развитию YES GROUP.
Так что 2020 год еще удивит нас мощными трансформациями рынков, компаний и людей. При этом приоритетное внимание работодателей и сотрудников будет направлено на soft skills, которые являются обязательными для поддержания операционной эффективности в условиях активного развития гибких форм занятости и общей турбулентности рынка. Таким образом, Upskilling, нацеленный на повышение личной и командной эффективности, станет мощным трендом 2020 г.
Вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Узнавайте еще больше о трендах, потребителях и исследованиях как бизнес-навигаторе.
Вам очень понравилась статья, тогда делитесь с друзьями, коллегами и партнерами.
Вы хотите поделиться своим опытом и мнением - пишите, мы всегда на связи.
Всегда рада Вашим комментариям и любой обратной связи, Анастасия:)
______________________________________________________________________________
[i] Исследование проводилось методом онлайн-опроса по квотированной выборке. Аудитория: 400 работающих из городов-миллионников в возрасте от 18 до 65 лет. Структура выборки соответствует структуре населения городов-миллионников по полу и возрасту. Ошибка выборки составляет не более 5% (с доверительной вероятностью 0,95). Все приведенные ниже значения являются статистически значимыми на уровне 95%. Компания YES GROUP сертифицирована по стандарту ISO 20252:2012 «Маркетинговые исследования».