Все люди порой оказываются во власти иллюзий. Кто-то чаще, кто-то больше. Некоторые даже живут в них. И вот сейчас я хочу коротко поговорить о паре иллюзий, которые возникают у учителей.
Иллюзия объяснения
Когда учитель начинает объяснять, он перестаёт учить.
Многие считают, что если ученику достаточно хорошо разжевать, то он всё поймёт. Это иллюзия. Один человек в принципе не сможет ничего объяснить другому, потому что все мы разные. И в процессе работы с чем-то новым, каждый сталкивается со своими проблемами. Даже если проблемы одинаковые, жизненный опыт - разный.
Учителя, которые с пеной у рта доказывают, что дети разные, и одним дана математика, а другим - нет, внезапно забывают о различиях и говорят, что они способны объяснить тему всему классу, ответить на все вопросы. Что за сорок лет стажу, у их учеников "ни разу не возникало такой проблемы, потому что всё было отлично объяснено".
"Как тут можно что-то не понять?" "Я же всё объяснила!" "Так, как я объясняю - невозможно не понять!"
Не работают объяснения на деле. Хоть уобъясняйся, а ребёнок, если что-то и поймёт, то точно что-то своё, а не то, что понял учитель в своё время. Объяснение в любом случае будет опираться на те проблемы, которые возникали у объясняющего. И даже если учитель эмпат и может поставить себя на место ребёнка, ему всё равно в голову не придёт, что "оказывается, ещё и это можно не понимать!" В психологии это известно и называется проекция. Человек общается не с другим человеком, а с проекцией, в которой очень много от себя.
Казалось бы, первый же учитель, который попал во власть этой иллюзии, должен был сразу обломаться о неуспешность учеников в предмете. Но нет, у учителя следом всегда идёт
Иллюзия успеха
Учительская иллюзия успеха имеет очень интересные корни. Основных источников у неё два.
Во-первых, эгоизм. Не в укор говорю, это нормально для любого человека - некоторая доля здорового эгоизма. Человек (учитель же тоже человек) хочет выгоды для себя, а учителю выгодно, чтобы его ученики были успешными в предмете. И тут мозг может сыграть злую шутку - за успех ребёнка может приниматься что-то совсем другое. Как в сценке Уральских пельменей "Урок истории" про учителя года (На... - Набоков? - Напо... - Напоков? - Наполе... - Трактор? - А трактор это... - Он? - А всё вместе? - Наполеон? - Молодец! Пять!)
Во-вторых, наивность. Я честно не знаю, до какой предельной степени распространяется наивность у учителей, но видел потрясающие вещи. Учитель радовался высоким баллам своих же учеников на ДКР, которые сам проверял и сам проводил (тогда процедура позволяла), помогая, исправляя ошибки и просто отвечая за учеников. Ладно бы о помощи никто не знал, но учитель не только не скрывал этого, но даже хвастал. Это, наверное, запредельный случай. Всё-таки, чаще учитель записывает на свой счёт успехи ученика, который занимается с двумя репетиторами по тому же предмету. Иногда сопровождая словами типа: "вот видите, этот же нормально у меня учится".
Как бороться с иллюзиями
Ну, сразу скажу: тем, кто не пребывает в этих иллюзиях - можно не бороться. Бесполезно.
А вот кто подозревает их у себя - тем полезно.
Сначала про первую - иллюзию объяснения. Чтобы уйти от иллюзии объяснения не объясняйте наперёд. "Как можно вести урок, ничего не объясняя?" Во-первых, почему "ничего", а во-вторых, можно. Это много тяжелее, потому что когда объясняешь, один раз у доски всё рассказал,а потом дети повторяют за тобой. А если без объяснений, это надо подготовить специальные задания, выполняя которые, дети столкнутся с несколькими проблемами, в том числе с той, которая суть "тема урока". И решая эти проблемы одну за другой (с определённого рода помощью учителя), задавая вопросы, ребёнок поймёт. Это, кстати, часто называют учительским искусством, прекрасным, чудесным, жертвенным.
Это концепция проблемного обучения. Только тут у ребёнка возникает внутренняя проблема, своя. Которую ещё не всегда он может сформулировать, а даже опытный учитель - увидеть. А все-то как понимают? "Вот ставим перед ребёнком проблему - решить интеграл". Это не его проблема, это внешняя проблема. Эффект будет как от объяснения.
А вторая иллюзия - успеха - может и не возникнуть вовсе, если справиться с первой. Просто успех будет не иллюзорный. Нет, мне кажется, от этой иллюзии никуда не деться, она будет. Просто надо знать о ней и каждый раз спрашивать себя: "а моя ли это заслуга?" Этот рецепт не поможет тем, кто не умеет быть честным с собой, но вообще-то действенный.
PS
Сначала написал заголовок "педагогические иллюзии", но потом исправил. Всё-таки, есть у меня какое-то отторжение от славного звания "педагог"