В августе 1955 года в журнале LIFE была опубликована статья «Одноразовая жизнь» («Throwaway Living»). Начинался новый этап «беззаботной жизни», когда уборка считалась пустой тратой времени, а одноразовые предметы были призваны избавить человека от тягот этого занятия. Статья пропитана идеями об «освобождении»:
«Мытье объектов, летящих по воздуху, на этой фотографии займет 40 часов, но ни одна домохозяйка не должна беспокоиться об этом. Все эти объекты можно выбросить после использования», – пишется в статье.
Кто бы мог тогда подумать, что спустя 60 лет человек столкнется с вопросом «Как освободиться от мусора?».
Пластиковая свобода: выбрасывай и будь счастлив
До этого переломного момента большинство вещей производились для долгосрочного пользования – к ним бережно относились и при поломке ремонтировали и использовали до «последнего издыхания». В 20-м веке новые производственные процессы и материалы, главным образом пластик, изменили общество. Изобрели пластик во второй половине 19-го века, но пластиковая революция начала набирать обороты в начале 20-го века, а в 50-е годы развернулось промышленное производство пластмасс.
Людей научили выбрасывать вещи. Одноразовые предметы считались более удобными. Ведь их не нужно мыть, не нужно беспокоиться о том, чтобы не сломать их. Общество потребления опиралось на стимулирование спроса на новые продукты. Это означало, что товары должны ломаться, обновляться, постоянно заменяться новыми. Тогда зародился маркетинг, главной задачей которого было убедить людей добровольно выбрасывать вещи. И это у производителей хорошо получалось.
Бумажный стаканчик компании Dixie – один из первых и наиболее известных примеров одноразовой продукции. Он был изобретен в 1907 году как способ борьбы с угрозой для здоровья, которую, как считалось, несли многоразовые стаканы в общественных точках питьевой воды. Тогда же появились автоматы с бумажными стаканчиками.
В 50-х и 60-х годах производство подобных одноразовых товаров: стаканов, столовых приборов, соломинок для питья приобрело массовый характер. Этому также способствовал рост сетей быстрого питания, использовавших «быструю посуду»: поел – выбросил. Реклама McDonald’s гласила: «Ты заслужил отдых сегодня», которая подразумевала не только избавление от приготовления блюд, но и последующего мытья посуды и уборки.
С точки зрения бизнеса, поначалу это казалось невыгодным, так как расходы на бесплатную одноразовую упаковку и посуду увеличивали стоимость еды. Но другие факторы оказались более влиятельными. Сырье для пластиковых товаров было дешевым, производство было автоматизированным и массовым – чем больше производишь, тем меньше издержек на единицу продукции. И это считалось гигиеничным и активно продвигалось на правительственном уровне.
Одноразовые медицинские товары
«Гигиеничность» одноразовых товаров протолкнула их в область медицины. В первую очередь медицинские компании, как и другие, исходят из соображений финансовых и временны́х затрат. Любой продукт необходимо стерилизовать. Стоимость дезинфекционного оборудования высока. И даже после тщательной дезинфекции невозможно полностью исключить риск перекрестного загрязнения, что приводит к дополнительному фактору: «риск для здоровья пациента».
Высокая стоимость повторного использования и дополнительный риск для здоровья пациентов привели к росту популярности одноразовых товаров: перчаток, халатов, шприцов и некоторых хирургических инструментов. Некоторые из этих отходов считаются опасными и не могут быть захоронены на свалках, поэтому они сжигаются.
По данным ВОЗ из общего количества отходов, образующихся в сфере здравоохранения, около 85% составляют обычные неопасные отходы. Оставшиеся 15% считаются опасными материалами, которые могут быть инфекционными, токсичными или радиоактивными. Широко практикуется сжигание медицинских отходов, но это может привести к выбросам загрязняющих веществ: токсичных металлов и канцерогенов.
Одноразовая продукция используется не только как финальный продукт, но и на самом производстве. На производстве тонкой химической и фармацевтической продукции одноразовые системы становятся все более популярными в качестве альтернативы реакторам из нержавеющей стали и многоразовым сосудам для ферментации. Использование клеточных процессов для производства низкомолекулярных лекарств и строительных блоков привели к росту спроса на одноразовые биореакторы, которые обеспечивают стерильную среду для культивирования и роста клеток. Одноразовые системы имеют три основных преимущества перед обычными: они дешевле, их производство легко нарастить для дальнейшего массового производства препаратов, и они значительно сокращают временны́е издержки: для очистки многоразовой системы требуется 24–48 часов.
Одноразовое под ударом
Если в области медицины одноразовые товары пока занимают прочные позиции, то в повседневной жизни происходит сдвиг к многоразовому. Проблемы роста свалок и загрязнения окружающей среды становятся острыми и вынуждают правительства стран к действиям. Так, недавно Европарламент принял поправки в законодательство Евросоюза – с 2021 вступит в силу запрет на производство и продажу ряда позиций одноразовой продукции из пластика. 1 июля 2019 в Новой Зеландии вступил в силу запрет на продажу полиэтиленовых пакетов, а до этого к запрету или ограничению продажи пластиковых пакетов присоединились более 120 стран мира. Запретить одноразовый пластик планируют в Канаде и России. В Сиэтле и Вашингтоне больше не пользуются пластиковыми трубочками. Список можно продолжать еще долго. Главный вывод – можно отметить мировую тенденцию к отказу от одноразовой продукции.
Но важнее осознание проблемы на индивидуальном уровне каждым человеком, его желание менять привычки и стремиться к сокращению отходов. Маленький шаг одного человека – большой вклад в наше общее будущее.
PS: Ваша Анастасия Хансон